Малышка на миллиарды. Почему в мировом рейтинге богачек нет украинок

В клубе самых богатых женщин мира — смена лидера. Австралийка Джина Райнхарт, владелица горно-металлургической компании Hancock Prospecting, за год утроила свой капитал и готовится потеснить мужчин — соседей по списку самых состоятельных людей планеты

Related video

$2 млн в час, $19 млрд за год. Такими ударными темпами в последние 12 месяцев Джина Райнхарт улучшала благосостояние горно-металлургической компании, доставшейся ей от отца двадцать лет назад.

Экономический бум в Австралии, высокий спрос на природные ресурсы и цены на железную руду, взлетевшие до $150 за тонну, помогли предпринимательнице отобрать титул самой богатой женщины мира у Кристи Уолтон, наследницы крупнейшей американской розничной сети Wal-Mart. Капитал Уолтон еще в марте этого года журнал Forbes оценивал в $25,3 млрд, а Райнхарт — в $18 млрд. По последним же данным, состояние австралийки составляет $29 млрд.

На родине Райнхарт шутят: этих миллиардов хватило бы, чтобы купить каждому австралийцу по 2 планшета iPad. Или, если задаться более благородной целью, на несколько месяцев обеспечить продуктами голодающих всего мира. Но даже такая солидная сумма для владелицы Hancock Prospecting — не предел. Райнхарт, по мнению экспертов BRW, имеет все шансы в ближайшее время обойти другого лидера — мексиканского магната Карлоса Слима, который является самым богатым человеком в мире. Его состояние оценивается в $74 млрд. "Если спрос на природные ресурсы останется высоким, мы, бесспорно, увидим увеличение многомиллиардного состояния Райнхарт", — отмечает редактор австралийского рейтинга миллиардеров BRW Эндрю Хелзкоут. А вот украинские миллионерши еще долго не попадут в верхушку мировых списков богачей, поскольку условия ведения бизнеса в нашей стране не для слабого пола.

Дела семейные
Джина Райнхарт не любит, когда ее называют наследницей горной империи отца, ведь ей самой удалось вытащить компанию из долгов и увеличить свой капитал на 386%. Впрочем, важную роль здесь сыграла не только ее деловая хватка, но и экономические факторы. Когда в 1950-е отец Райнхарт Лэнг Хэнкок скупил за бесценок крупнейшее в мире месторождение железной руды, ее экспорт из Австралии был запрещен — тогда полагали, что на континенте не хватает ресурсов. Но вскоре миф развеялся, и в последние годы экспорт железной руды постоянно растет. За первые шесть месяцев 2012-го он увеличился на 18,4% по сравнению с прошлым годом, а в 2013-м Австралия прогнозирует рост железорудного экспорта на 10%.

Но если на бизнес-фронте Джине есть чем гордиться, то ее семейные дела идут не лучшим образом. В свое время она была недовольна тем, как ее отец управляет компанией, и довела дело до суда. После его смерти она начала тяжбу со своей мачехой, филиппинкой Роуз Лэксон, которую по иронии судьбы когда-то сама наняла в качестве прислуги в дом отца. Затем уже против самой Райнхарт подали в суд трое из четверых ее детей — отпрыски австралийки недовольны тем, что она попыталась откупиться от них, забрав права на управление компанией. Но Райнхарт уверена, что ни один из ополчившихся против нее наследников не способен вести дела компании. К этой роли она готовит свою дочь Бьянку, которая сейчас по воле матери отправилась в Гонконг изучать китайский язык и экономику. Райнхарт собирается экспортировать уголь в Азию и сейчас активно разрабатывает месторождения и налаживает связи на Востоке.

Райнхарт дважды была замужем. Первый раз Джина обвенчалась с продавцом из небольшого шахтерского городка Грегом Хэйвордом. Ей тогда было всего 19. Они развелись спустя восемь лет. От этого брака у Райнхарт остались сын и дочь. Вторым и последним мужем австралийки был американец Фрэнк Райнхарт. Юрист по профессии, он был обеспечен намного лучше, чем Хэйворд. На момент бракосочетания Джине исполнилось 29 лет, ему – 57.

Фрэнк умер в 1990 году. Он был отцом девочек-близнецов Джины —
Джинии и Хоуп. Перипетии этого брака не часто оказывались на первых полосах светской хроники, но спустя годы в одном из интервью австралийка не смогла назвать точную дату смерти второго мужа. Очевидно, ее всегда занимало лишь одно — процветание Hancock Prospecting. Как-то Джину спросили, что для нее является эталоном красоты. "Железорудная шахта", — ответила она. С таким пониманием прекрасного, подкрепленным растущим спросом на природные ресурсы, состояние Райнхарт в скором времени может перевалить за $100 млрд, предупреждает коллег из Forbes Эндрю Хелзкоут.

Дикая страна
Среди самых богатых женщин мира украинок не сыскать. Виной тому — "бурные девяностые", уверен вице-президент инвестиционной компании SP Advisors Павел Клепка. Именно тогда произошло основное распределение капитала в стране. "В то время ум и красота на вес золота никак не тянули, главными рычагам влияния были оружие и сила", — признает он. Украинки стали более активными в бизнесе в конце 90-х — начале 2000-х. И те, кто оказался во главе крупных компаний, зачастую обязаны своим взлетом родственным связям или фигурируют в рейтингах вместе с супругами. Как, например, самая богатая украинка по версии Фокуса — секретарь Киевского горсовета Галина Герега (состояние $843 млн), которая владеет сетью строительных гипермаркетов "Эпицентр" совместно с мужем Александром.

Впрочем, успешных дам необходимость быть на вторых ролях ничуть не смущает. "Женщина — сама по себе хранительница очага, и если она начинает зарабатывать деньги, то перед этим, как правило, была какая-то основа, какие-то отношения, — уверена Оксана Елманова, генеральный директор группы компаний FIM и член Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. — Так складываются обстоятельства, и она начинает тянуть на себе то, что было начато вместе".

Кроме того, в украинском бизнесе необходим жесткий подход, утверждает Елманова. "Женщина, как бы она ни стремилась конкурировать с мужчиной, не может взрастить в себе сверхкачества, которые перекрыли бы природу мужской энергии, — говорит Фокусу Оксана Елманова. — В нашей стране по-прежнему наблюдаются непредсказуемость, дикость, в таких условиях выживает сильнейший, выживает завоеватель. А женщина больше созидатель". Она отмечает: перед началом кризиса 2008 года в Украине в сфере бизнеса едва успели перейти от системы передела собственности к зачаткам справедливой конкуренции, но и сегодня система остается смесью законов, традиций, правил, понятий, в которой многие механизмы работают не так, как принято в цивилизованном мире.

Другая участница списка самых богатых украинцев — совладелица бутиков Helen Marlen Group Оксана Кавицкая (владеет компанией вместе с мужем Михаилом) считает, что в крупном бизнесе женщин мало не только в Украине, но и за ее пределами. "Чтобы стать миллионером, приходится многим жертвовать. Меньше времени уделять детям, своему мужчине, — говорит она Фокусу. — Да и без этого хватает проблем. На Западе есть правила, есть банки, которые дают кредиты. У нас же ничего не делается для того, чтобы человек стал богаче, чтобы в стране увеличилось потребление. Поэтому в Украине стать миллионером практически невозможно".

Подняться в списке миллионеров украинки смогут только в том случае, если в стране правила ведения бизнеса станут более прозрачными и урегулированными, утверждает Павел Клепка. "Ведь женщина-карьерист для нас вообще достаточно новое понятие, это пришло с Запада и только начинает набирать обороты", — отмечает он. Так что в ближайшие десять лет мы вряд ли увидим в первой двадцатке рейтингов самых богатых украинцев тех, кто построил свою карьеру с нуля и стал так называемой self-made woman с многомиллионными капиталами, уверен эксперт.

Прекрасное далеко
В списке "200 самых богатых украинцев" по версии Фокуса всего девять женщин

  • Галина Герега владеющая вместе с мужем Александром сетью строительных гипермаркетов "Эпицентр", с состоянием $843 млн находится на 24-м месте в списке "200 самых богатых украинцев".
  • Ольга Нечитайло-Риджок, президент группы компаний "Баядера", которые занимаются производством, импортом и ретейлом алкоголя, — на 45-м месте. Состояние — $362 млн
  • Филя Жебровская, председатель правления и совладелец ОАО "Фармак", находится на 53-м месте в рейтинге "200 самых богатых украинцев". Состояние — $282 млн
  • Людмила Безпалько, генеральный директор Борщаговского химико-фармацевтического завода, — на 144-м месте с капиталом $57,6 млн
  • Людмила Русалина, совладелица холдинговой компании "Петрус", — на 152-м месте с капиталом $51,8 млн
  • Ольга и Евгений Куценко — владельцы группы компаний "Олком" занимают 164-е место в рейтинге. Состояние — $45,2 млн
  • Алла и Левон Ванецьянц владеют банком "Пивденный" и ЗАО "Холодмаш". Делят 194-е место с состоянием $29 млн
  • Михаил и Оксана Кавицкие, владельцы Helen Marlen Group, — на 197-м месте. Капитал — $28,2 млн
  • Оксана Елманова, генеральный директор группы компаний FIM, член Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, 198-е место в рейтинге "200 самых богатых украинцев". Состояние — $27,5 млн

Яна Седова, Фокус