Мюзикл Mamma Miа! выходит на киноэкраны

После нескольких лет успешной сценической жизни мюзикл Mamma Miа!, созданный по мотивам песен «АББА», выходит на киноэкраны

Related video

Основатели и авторы всех песен "АББА" Бьерн Ульвеус и Бенни Андерссон выступили исполнительными продюсерами проекта. Одному из музыкантов в фильме даже досталась небольшая роль. Накануне премьеры Бенни и Бьерн рассказали о том, каково было работать в большом кино, а также о своем месте в поп-музыке и всемирном успехе "АББА".

Бьерн Ульвеус

– Почему вы решили записывать песни "АББА" на английском, а не на шведском?
– Потому что английский в поп-музыке был международным. Если шведский – твой родной язык, но ты хочешь заинтересовать аудиторию за пределами Швеции, ты не будешь петь на шведском. Кроме того, на нас повлияли Beatles и Элвис. Так что писать и петь по-английски казалось естественным. Но поначалу было сложно. Когда мы начинали, я взял себе за правило читать только на английском, чтобы понимать и чувствовать язык.

– У вас не было скептического отношения к идее превратить песни "АББА" в мюзикл?
– Mamma Miа! не начинался как мюзикл. Продюсер Джуди Крэймер пришла к нам в конце 80-х с идеей сделать ТВ-шоу по мотивам песен "АББА". Но ничего из этого не получалось, пока 11 лет назад к команде не присоединилась сценарист Кэтрин Джонсон. Именно тогда впервые прозвучала идея сделать сценический мюзикл. Так что идея Mamma Miа! не застала нас врасплох.

Я знал, что если кто-то и может сделать нечто выдающееся из этого, так это Кэтрин. Мне было интересно посмотреть, можно ли работать таким как бы обратным путем. Ведь обычно сначала придумывается идея, потом развивается история и лишь после этого пишутся песни. Я воспринимал нашу идею как интересное испытание. Мы сказали Кэтрин, что она может использовать любые из ста песен "АББА", причем не только хиты. Единственное условие: тексты менять нельзя. Все согласились, что история должна быть важнее, а песни вторичны. Если песня не ложилась в сюжет, если она не служила истории, то ее выбрасывали, и не важно, насколько хитовой она была. Этот принцип работал и для сценической постановки, и для фильма. Четыре песни со сцены не попали в фильм. Например, "Ватерлоо" в мюзикле исполнялась на бис, но в контекст фильма явно не вписывалась.

– Вам не хотелось специально для фильма написать новые песни для "АББА"?
– Точно нет. Любую новую песню нужно было бы записать полным составом группы, а это довольно сложно. Главная идея заключалась в том, чтобы использовать старые материалы "АББА". Я согласен с Бенни в том, что поп-музыку лучше пишет молодежь. В 1970-х "АББА" была частью общего поп-мейнстрима. Мы были поп-группой и прижимали уши к земле – то есть постоянно слушали, что писали и исполняли другие. У нас как у поп-сочинителей было свое время, и то время нам как раз подходило. А когда теряешь интерес и больше не прислушиваешься к конкурентам, то переключаешься на другие вещи вроде мюзиклов. Тогда же, я думаю, начинаешь терять чутье на то, что в дальнейшем станет квинтэссенцией поп-музыки. Ведь чтобы не терять его, нужно находиться в самом центре событий.

Другие жёны – другие буквы. Бенни Андерссон (слева) и Бьёрн Ульвеус (справа) давно обзавелись другими супругами. У Бенни – Мона, у Бьёрна – Лена Другие жёны – другие буквы. Бенни Андерссон (слева) и Бьёрн Ульвеус (справа) давно обзавелись другими супругами. У Бенни – Мона, у Бьёрна – Лена
Другие жёны – другие буквы. Бенни Андерссон (слева) и Бьёрн Ульвеус (справа) давно обзавелись другими супругами. У Бенни – Мона, у Бьёрна – Лена
Бенни Андерссон

– Можете ли вы описать свои чувства по поводу всеобщей любви к песням "АВВА"?
– Не знаю даже, с чего начать. Я не думаю о нашей музыке в таком ключе. Единственное ощущение, о котором я могу с уверенностью говорить, это то вдохновение, которое появляется, когда я пишу песни. У тебя есть задумка, и стоит начать играть на гитаре, как она развивается и течет сама. Это удивительно. Конечно, так происходит не каждый раз, когда садишься писать. И если люди реагируют на то, что ты сделал, значит, что-то сработало. Но когда дело доходит до новой песни, ты никогда не уверен, что у тебя снова получится сделать то, что зацепит людей.

Я не связываю себя с тем фактом, что многие люди любят музыку "АББА". Конечно, это означает, что продажи отражаются на моих счетах. А деньги делают жизнь легче. Я могу выбирать, как мне проводить время. Я мог бы совсем не заниматься музыкой. Но у меня все еще остался тот драйв, который был всегда. Я люблю работать над музыкой с десяти до пяти каждый день. Если тебе повезло обладать талантом, ты обязан много работать.

– С каким самым большим непониманием сталкивалась "АББА"?
– Некоторые люди считали, что наши песни неискренни, но это не так. Вся наша четверка всегда искренне подходила к музыке. В то время некоторые думали, что мы создаем хиты с помощью строгой коммерческой формулы. Но мы так никогда не работали. Если бы мы попытались придерживаться какой-то формулы, наши песни никогда бы не выстрелили. Мы всегда основывались на вдохновении, в этом наш ключ к успеху. Но чтобы сохранить его на многие годы, требовался тяжелый труд и постоянная сосредоточенность на главном. Наверное, такой способ не для всех, но для нас он был единственно возможным.

– "АББА" выпускали хит за хитом. Высокие ожидания публики не давили на вас?
– Нет, не давили. Вообще-то, мы могли выпускать все что угодно, люди все равно бы это покупали, поскольку имя "АББА" было громким. Но нам была небезразлична наша музыка. Мы не бросали фанам все песни подряд в надежде, что они это воспримут. Нам всегда необходимо было знать: мы сделали все, что было в наших силах, и лучше уже не сможем. Именно по такому принципу мы работали с самого начала. Правда, до 1972 или 1973 года всем на это было наплевать. У нас был скромный успех в Германии, Голландии и Скандинавии. Но когда появилась песня "Ватерлоо", мы неожиданно получили огромную аудиторию, которая давала нам кучу энергии. Так что ожидания публики не давили на нас, а скорее давали стимул развиваться. Потому-то "АББА" никогда не тратила много времени на гастрольные туры, мы постоянно сидели в студии и совершенствовали свои песни.

– Вас не удивило, что ваши песни на экране производят потрясающий комический эффект?
– Они и правда смешные. И мне это нравится. То же самое было со сценической постановкой. Ее создатели не проявили к нам как авторам песен ни малейшего уважения. Но это и к лучшему, потому что иначе все было бы испорчено.

– Вам понравилась история, в которую сценаристы вписали ваши песни?
– Это вообще был интересный процесс. Кэтрин Джонсон замечательно поработала над сценарием, который, я думаю, стал одной из главных причин успеха фильма. Она написала хорошую историю, с душой. Mamma Miа! рассказывает об общечеловеческих проблемах, например, о надежде или о разочарованиях, с которыми каждому нужно уметь справляться. Кэтрин послушала тексты песен и создала свою собственную, очень остроумную их интерпретацию. Полагаю, у каждого из нас есть своя интерпретация любимых песен, это естественно. Авторам не стоит слишком трястись над своими произведениями. К тому же замечательно, что наши песни живут дольше, чем группа.

– Насколько активно вы участвовали в создании фильма?
– Я был на площадке с первого дня и до самого конца. Присутствовал на всех ежедневных просмотрах отснятого материала, наблюдал за тем, кто что делает. Я узнал много нового.

– У вас есть небольшая роль в эпизоде. Как это получилось?
– Режиссер Филлида Ллойд позвонила мне и сказала: "Я думаю, вам нужно появиться в этом фильме". Я был категорически против, и тогда она напомнила мне, что Хичкок всегда появлялся в своих картинах. В итоге я согласился. Я был в Греции, пару недель плавал на корабле, а они как раз снимали. Мне предложили поставить на борт пианино и снять, как я на нем играю. Дизайнер по костюмам Энн Рот придумала, что я должен выглядеть как греческий моряк.

– Как бы вы охарактеризовали ваш вклад в музыку?
– Я обычный парень, которому повезло. Моя удача – в таланте писать песни.

ABBA и Mamma Mia!
Песен «АББА» не слышал, наверное, только глухой. Кто-то застал квартет на пике славы в середине 1970-х, кого-то зацепила новая волна популярности шведского квартета в середине 1990-х. Ну а самые юные смогли приобщиться к хитам королей дискотек благодаря многочисленным последователям вроде подростковой группы A Teens или кавер-версиям и сэмплам «АББА», как это сделала пару лет назад Мадонна.
Мировую славу группе, образовавшейся ещё в 1969 году, принесла победа на «Евровидении-1974» с песней «Ватерлоо». После этого «АББА» выпускала хит за хитом, превратившись в самую коммерчески успешную команду 1970-х. Переиздания их альбомов стабильно продавались и после распада квартета в 1982 году. Записи «АББА» разошлись по всему миру тиражом почти 400 млн. Лучший результат за всю историю поп-музыки продемонстрировала только другая четвёрка – ливерпульская.
Популярности «АББА» способствовал также мюзикл Mamma Miа!, созданный в 1999 году. Он успешно идёт на сценах Нью-Йорка, Лас-Вегаса, Мадрида, Москвы, Мехико, Стамбула и других городов мира. Мюзикл посмотрели более 30 млн. человек. Теперь «AББA» завоёвывает новую аудиторию: 25 сентября на киноэкраны выходит полнометражная экранизация Mamma Miа! с участием поющих и танцующих Мэрил Стрип, Колина Фирта, Пирса Броснана и других звёзд.
Эксклюзивное интервью предоставлено компанией B & H Film Distribution