Куда уходит детство. Современные родители все чаще отбирают у ребенка самое дорогое

Современные родители так спешат научить своих детей всему и сразу, что отбирают у них самое дорогое — радости этого неповторимого возраста

Related video

Городские дети стремительно взрослеют. Взрослые, в свою очередь, старательно привносят печаль, усталость и искушенность в их наивный взгляд, топят их природную жизнерадостность.

Так, уже в два года дети учат английский или французский. В три родители добавляют им еще один иностранный язык. Поскольку уверены: детская память может все, она такая же эластичная, как и детские кости.

Если в первый класс приходит ребенок, который не умеет читать на скорость, старательно записывать надиктованные предложения и не может сказать пару связных фраз по-английски, учителя смотрят на него и его родителей с нескрываемым презрением: "Как, ваш ребенок не умеет читать? Он тупой? Чем вы занимались все это время?". Ответ, в общем-то, очевиден: за знаниями детвора и идет в школу, а до этого малыш просто жил и играл. Но сейчас просто жить и играть непозволительно.

Украинцы умудряются старить детей не только лишними знаниями, но и лишней косметикой, приучая ребенка к гламуру

Четырехлетний ребенок знает буквы, умеет считать до двадцати, разбирается в листочках деревьев и может кое-что рассказать о муравьях, но этого мало. "Как? Вы не водили его на японский? Он не решает логические задачи? Вы не занимаетесь музыкой и теннисом? Да вы что? Вы его упустите", — так считают многие взрослые, забывая, что мода на индиго — это не то же самое, что мода на тойтерьера. Собаку можно завести, а индиго — нет.

Мы торопим детские жизни. Концентрируем и складываем, как фокусники, разнообразные предметы в один маленький рукав. Разумеется, хотим сделать лучше. И не чувствуем, что, нагрузив ребенка знаниями, умениями, практичностью, лишаем его детства.

Один мой знакомый режиссер-документалист — китаец, живущий в США, рассказывал о том, что успехи китайцев в музыке и спорте обеспечивают родители, которые видят в своем ребенке единственный источник дохода для всей семьи. Поэтому, нисколько не жалея, они прессуют отпрыска. Заставляют тренироваться и трудиться круглосуточно, доводя не только до рекордов, но и до травм и нервных срывов. Так вот, мой друг уверен: эти дети не смогут стать заботливыми и нежными родителями, и китайцы еще пожнут плоды своих победных технологий, испытанных на собственных чадах.

Я не могу оправдывать подход китайских родителей, но они хотя бы приучают ребенка к труду. Также не могу понять, зачем записывать детей на всевозможные языковые курсы вместо того, чтобы для начала узнать, интересно ли им это.

Украинцы, кстати, умудряются старить детей не только лишними знаниями, но и лишней косметикой, приучая ребенка к гламуру. Есть такие, кто дарит на двенадцатилетие поход в тату-салон, чтобы сделать брови. Некоторые оплачивают сертификаты на уколы ботокса, переделку губ, грудей, откачку жира.

Недавно в Киеве прошла фотовыставка Константина и Татьяны Бойко "Взрослые дети" с участием отпрысков украинских знаменитостей. Если маленькие мальчики на этих фотографиях еще выглядят как ухоженные джентльмены, то малышки скорее похожи на девиц из эскорта: напудренные, накрашенные, завитые, застывшие в нелепых глянцевых позах. Прошу прощения и у детей, и у родителей, но я бы назвала этот проект "Услада педофила".

Фотографов еще можно понять: пиар — дело нужное. Но я отказываюсь понимать мам и пап этих детей. Чем можно руководствоваться, позволяя выделывать подобное со своим ребенком? Зачем? Что это даст, чему научит, чем обрадует?

Не так давно талантливая художница Вера Крутилина представляла выставку "Детский портрет. Взрослый портрет". Это были изображения обычных киевских детей. Некоторые из них ходили к Вере заниматься. Тут были портреты детей ее знакомых, соседей, просто любопытные персонажи, которых Вера вылавливала в транспорте. Практически все лица детей на этих портретах были какими угодно, но не детскими. Эти дети видели многое, им все надоело. Они выглядели унылыми, уставшими, равнодушными, мрачными. Я спросила Веру, рассматривая потрет одной недовольной утомленной девочки: "Послушай, а тебе ее мама не говорила, что ты изобразила дочку какой-то угрюмой букой?" И Вера ответила: "Нет, они привыкли видеть своих детей такими".

Мне стало некомфортно от этой фразы. Неправильно, когда ребенка ничего не радует и не удивляет. Приятнее видеть, когда малыш забрасывает родителей вопросами, обнаружив в соседнем дворе ежика, чем ребенка, который выбирает себе помаду или мобильный телефон, тыча пальцем в страницы глянцевого журнала, требуя немедленно это купить.
Городская жизнь настолько суматошна, что и без нас, взрослых, торопит детей. Не нужно ей в этом помогать. Всему свое время.

Лариса Денисенко, писатель