Как правильно выбирать друзей
Ученые предлагают нам выбирать друзей по категориям — крутых, легких на подъем или правдивых. Но стоит признать, что у каждого своя формула дружбы
Один мой приятель как-то цинично заметил, что у зрелого человека в наше время обязательно должен быть друг-юрист, друг-банкир, друг-чиновник, друг-стоматолог и друг, "шарящий в разных мерзостях". Тогда мы с коллегой-адвокатом лишь переглянулись и ухмыльнулись, подумав об одном и том же: мы часто общаемся с этим человеком, но никогда не воспринимали его как друга, скорее как хорошего знакомого, а вот он готов был использовать нашу "дружбу" при первой же необходимости.
Австралийские психологи полагают, что существует шесть типов друзей, которых следовало бы иметь каждому. В списке — друг, который круче вас, друг, легкий на подъем, тот, на кого хочется быть похожим, друг, не знакомый с остальными друзьями, безжалостно-правдивый друг и тот, кто знает вас лучше, чем вы сами.
Дружба — это качели, которые не раскачиваются, если кататься одному или не считаться с другим человеком
Как по мне, классификация не нужна. Согласитесь, почему бы легкому на подъем другу не быть тем самым другом, который знает вас лучше всех, рубит правду-матку, тянет вас за собой и заставляет удивляться его крутизне. Не знаю, будет ли такой персонаж приятным и захотите ли вы с ним общаться, но подобный симбиоз вполне возможен.
У дружбы другие правила. Если они вообще есть. Некоторым в дружбе просто везет, как в любви или азартных играх. С кем-то просто хочется дружить, хотя, казалось бы, никаких усилий для того, чтобы понравиться человек не предпринимал. А есть люди, появление которых заставляет закатывать глаза практически всех, кто находится в комнате.
Друзья есть и у тех, кто легко сходится с людьми, и у тех, кто по природе своей замкнут. У пессимистов и оптимистов. У невыносимых гадов и душ компании. Взаимная симпатия сразу чувствуется на конференциях, вечеринках, где собираются малознакомые люди, или на отдыхе, куда отправляются достаточно пестрой толпой.
Кто-то сближается сразу. Многим же знакомо это чувство, будто человека, которого видишь впервые, знаешь уже очень давно. Эмоциональная, интеллектуальная схожесть дарит радость и желание продолжить общение. И мне кажется, это значительно важнее общих интересов, близкого места проживания, учебы в одном университете или работы в одном офисе. Да, это объединяет людей, но дружбе требуется нечто большее, или меньшее, или просто — другое. Недаром детское и студенческое товарищество продолжается только тогда, когда помимо общих воспоминаний, общего прошлого людей связывает что-то еще.
Очень часто нас тянет к людям так же, как возникает потребность в той или иной литературе: художественной, мировоззренческой, научной. Увлечение мистическими, авантюрными и детективными историями означает симпатию к людям, с которыми легко путешествовать. Когда мы хотим легкости и отдыха, мы выбираем легкие книги и легких людей. Когда углубляемся в себя, предпочитаем сложные, запутанные и драматичные повествования. И таких же друзей. Когда требуем новых знаний, выбираем тех, кто выше нас на голову во всем.
А есть такие друзья и любимые книги, с которыми редко встречаешься, но помнишь о них все и можешь начать общение с любой страницы, с любой точки отсчета. Как бы ни крутила жизнь, вы чувствуете друг друга и всегда появляетесь на горизонте в важный момент. И не боитесь обратиться за помощью или протянуть руку самому, обещая поддержку.
Вместо классификаций между друзьями должно быть понимание. Можно не принимать что-то, что делает или говорит твой друг, но стараться понять его. Злиться, но понимать. Возмущаться, но понимать. Хотеть убить его, но понимать. Поддерживать и уважать. И смело признавать, что ты был неправ.
И уметь извиняться и прощать. И уметь открываться. Дружба — это качели, которые не раскачиваются, если кататься одному или не считаться с другим человеком.
У меня есть собственная формула дружбы: у моих друзей такое же чувство юмора, как и у меня, такой же порог сострадания и похожие ценности. Мы можем спорить до хрипоты, обвинять друг друга, не соглашаться, обижаться, но никогда не презирать, не унижать и не брезговать друг другом. И всегда находить возможность шутить и хохотать, даже если все вокруг, и ты сам, и твои проблемы, никого больше не могут рассмешить.
Лариса Денисенко, писатель, юрист