То есть даром. Бесплатная юридическая помощь в Украине может из исключения стать правилом

Бесплатная юридическая помощь в Украине должна стать правилом, а не исключением. Все предпосылки для этого уже есть

В Украине около четверти населения находится за чертой бедности. И это данные Института демографии и социальных исследований НАН страны, а если посмотреть подсчеты ООН, ситуация и того хуже: согласно общеевропейским критериям в стране почти 80% малоимущих. При этом о помощи такой категории населения у нас мало что знают, а еще меньше, собственно, делают. И здесь речь даже не о государстве — у системы своя схема поддержки. Со скидкой на свою деятельность я могу отметить, например, что в Украине практически не распространена такая юридическая услуга, как pro bono. Другими словами, оказание бесплатной юридической помощи надлежащего качества уязвимым и малообеспеченным гражданам. В то время как на Западе подобная деятельность не просто норма для юриста, а целая традиция.

Конечно, адвокаты всегда болезненно относятся к тому, что их знаниями пытаются воспользоваться бесплатно. Знаю это по себе. Pro bono — это как бы участие в играх доброй воли, которое при этом не исключает и исполнения обязательной программы. Дело это новое даже в таких матерых правовых государствах, как Германия и Франция, поэтому вопросов и проблем, связанных с pro bono, множество.

Например, за границей адвокатов заниматься делами pro bono убеждают в том числе и тем, что многие клиенты, международные или национальные корпорации, уделяют особое внимание своим социальным проектам, поэтому заинтересованы в том, чтобы их интересы представляли единомышленники. То есть люди, которые понимают свою профессиональную ответственность перед социумом, перед теми, кто лишен качественной защиты и возможности восстановления нарушенных или ограниченных прав и интересов.

Клиентов интересует, есть ли у адвокатов связи в судах, правоохранительных органах и органах местной власти: это куда важнее для подзащитного, чем социальное правосознание

Я верю, что когда-нибудь в Украине восторжествует социальная ответственность, но, откровенно говоря, сейчас клиентов интересует, есть ли у адвокатов связи в судах, правоохранительных органах и органах местной власти: это куда важнее для подзащитного, чем социальное правосознание и наличие программ pro bono. Актуальнее понять, сможет ли адвокат быстро решить вопрос за "много денег", чем выяснить, что они работают по специальным социальным программам.

Более того, конкурирующие юридические компании могут включить сноба и шептаться, что у "этих совсем дела плохи, раз они берутся за бесплатные дела, чудики какие-то". И вообще начнут подозревать в чем-то неблаговидном: выбивании льгот, плохом пиаре, несправедливом наращивании репутации или еще в чем похуже.

Существует и вопрос благодарности. Если лишить благодарность финансовой стороны, останется сторона эмоциональная. Но клиент, дела которого адвокат соглашается вести бесплатно, часто не осознает, что юристу все равно необходимо понимать: его знания высоко ценят, ему доверяют и ему признательны. Юрист начинает нервничать и срываться на клиенте, потому что не получает эмоциональной подпитки. Причем обе стороны правы, ибо так устроен человек.

Есть и другая проблема: адвокаты в силу профдеформации вообще не очень доверяют людям и, в принципе, их недолюбливают, а недоверие к клиентам, которые не могут платить, соответственно, усиливается. Меня позабавило выражение одного моего коллеги в адрес клиентов: "Я их не рожал, зачем мне их любить?"

В США и странах Европы клиентов для адвокатских контор, которые регулярно ведут дела pro bono, ищут специальные центры. В Украине, кстати, также планируют создать подобный на базе Харьковской правозащитной группы. Хотя, на мой взгляд, как раз с клиентами для помощи pro bono в Украине проблем нет. Я даже не говорю о малообеспеченных слоях населения — прежде всего в голову приходят культурные деятели и культурные объекты, которые постоянно подвергаются государственному или бизнес-рейдерству и втягиваются в различные юридические конфликты с такими маловразумительными органами, как комиссия по морали. Одним словом, работать есть с кем.

Не менее важный вопрос — кому работать. Юридическое образование в стране хромает. В правовых государствах вопросам pro bono в учебных юридических программах уделяют серьезное внимание. У нас этому даже учат на практике — в студенческих юридических клиниках, с одним только отличием: по окончании работы в клиниках юристы планируют зарабатывать живые деньги и захлопывают кассу бесплатной правовой помощи.

Социальная ответственность у адвокатов не появится сама по себе, собственно, точно так же не появится доверие граждан к судебной системе, социальная ответственность бизнес-корпораций и многое другое. Над этими явлениями придется долго работать, но важно осознавать, что первые шаги сделаны, и понимать, что здоровое общество, в том числе без оказания бесплатной юридической помощи, невозможно. Уверена: в любой другой сфере также можно найти лазейку для того, чтобы делать добрые дела. Бесплатно.

Лариса Денисенко, писатель, юрист