Почему в 2013 году политические спектакли шли в Украине без антракта
Главный редактор журнала Фокус Яна Мойсеенкова рассуждает о том, что приобрела Украина в 2013 году
"Зачем отбирать то, что можно купить? Этот девиз стал символом уходящего года, оставив след в украинской экономике. Если верить законам природы, а им, как учат в школе, можно доверять, все примитивное стремится к развитию. В этом смысле весь год интересно было наблюдать, как главной движущей силой становится не привычный отжим чужого бизнеса, а отжим бюджетов всех уровней с последующими покупками чего-то более-менее привлекательного. А ведь еще лет десять назад все привлекательное просто отбирали.
Работает эволюция и на геополитическом уровне. Весь год Украина интегрировалась в европейское сообщество. Весь год журналисты сходили с ума, впервые за всю историю независимости наблюдая формальное единение власти и оппозиции – и те, и другие широкой поступью ломились в Европу. Поначалу, конечно, в это не верилось. Особенно в европейские стремления Партии регионов, привычно ориентированной на большую и иногда щедрую Россию. Но после серьезного разговора президента с партийцами в столичном кинотеатре "Зоряный", где Виктор Янукович лично живописал преимущества хождения в Европу, а многие народные депутаты вырвались из зала сильно грустными, в серьезность намерений поверили все. Даже оппозиция. Словом, народ ждал воздуха свободы, безвизового режима, дешевых импортных продуктов и, казалось, другого фаворита на президентских выборах 2015 года уже не будет.
Зачем отбирать то, что можно купить? - спросила себя большая и иногда щедрая Россия. Первый акт театрального действия заканчивался. Общественное объединение "Украинский выбор", как и положено ружью в этом акте, все еще висело на стене, ограничиваясь зомбирующей рекламной продукцией об однополых браках и других ужасах Евросоюза. Во втором акте Виктор Медведчук, лидер объединения и кум российского президента, выстрелил.
Декабрьская судьбоносная встреча украинского и российского президента в Москве оказалась главным событием года. Она стала доказательством сохранения политики многовекторности, заложенной еще Леонидом Кучмой. Евроинтеграция на паузе, соглашение об ассоциации с ЕС на вильнюсском саммите не подписано. А Москва рядом, Москва снова щедро одалживает, Москва не требует структурных реформ. Зато ей интересны лояльные соседи с транзитным трубопроводом. А ты, Европа, не плачь – будет создана рабочая группа, может быть даже две, и все потечет в рамках хорошо знакомых бюрократических процедур. Встречи, улыбки на камеру, заявления о поддержке. А зачем конфликтовать? Украинские миллионеры такие же достойные члены европейского общества – недвижимость, счета, инвестиции в экономику ЕС. Ах, да, протестанты на Майдане все еще стоят, баррикады не растаяли, противотанковые ежи в географическом центре Европы – ну что ж, люди переплавляются в гражданское общество, совершают, так сказать, цивилизованный прыжок. Это очень похвально, но это внутренние дела страны. Словом, Европа просила передать, что поддерживает, но у нее каникулы.
Короче, мы снова один на один. Запад не поможет, помощь Востока настораживает. У нас есть лишь мы – и этого уже не отнять. Это главное приобретение уходящего года. Кто видел, как на рассвете 11 декабря, тысячи в общем и целом сытых киевлян пешком стекаются к Майдану, чтобы голыми руками защищать своих сограждан от возможного силового разгона, тот уже никогда не станет прежним. Тот, кто с тысячами других вслух молился под колокольный звон Михайловского собора, не сможет делать вид, что ничего не было. Тот, кто бинтовал в кровь избитых журналистов, будет ценить свободу слова. Все это не может просто растаять весной. А, значит, должен быть диалог и должен быть новый эволюционный виток. Всем надо оставаться в сознании, с горячим сердцем, но холодным умом. Второе действие переходит в третье. Спектакль снова идет без антракта 365 дней в году.