"Запорожцу" исполнилось 65: какими "фишками" могла похвастаться первая украинская легковушка (фото)
Украинский "Запорожец" отмечает свой 65-й "день рождения". Этот автомобиль, положивший начало истории украинского автопрома, имел несколько "фишек", которыми не могли похвастаться другие модели того времени.
Запорожский завод "Коммунар" выпустил первую промышленную партию ЗАЗ-965 1 октября 1960 года. Фокус рассказывает, чем особенный первый украинский легковой автомобиль и в чем он мог "посоревноваться" с иномарками.
История "Запорожца"
С выпуском первой партии ЗАЗ-965 началась история украинской автомобильной промышленности, пишет AUTO-Consulting. Запорожский автомобильный завод выпускал автомобили с 1960 по 1998 год.
Для создания ЗАЗ-965 было решено скопировать итальянский FIAT-600. Для выпуска новых автомобилей реконструировали завод "Коммунар" в Запорожье, где ранее производились комбайны и другая сельскохозяйственная техника. Двигатели изготавливал завод легких дизелей в Мелитополе.
На экспорт ЗАЗ-965 поставлялся под названием "Ялта". Экспортная версия отличалась боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона с усиленной шумоизоляцией. Также в салоне была пепельница, а снаружи слева — зеркало заднего вида.
Всего с конвейера сошли 322 166 автомобилей ЗАЗ-965 различных модификаций.
Топ 5 "фишек" ЗАЗ-965
В "Запорожцах" был реализован ряд технологических решений, уникальных для советского, а в чем-то и для мирового автопрома. Среди интересных особенностей ЗАЗ-965 можно выделить:
- Удачную конструкцию и форму - над созданием "Запорожца" работал научно-исследовательский институт, поэтому автомобиль отличается рациональностью с инженерной точки зрения. Блок силового агрегата компактно расположен в корме машины и загружает ведущие колеса, что обеспечивает хорошую проходимость. Также ЗАЗ-965 "пролетал" там, где не могли проехать другие советские авто, благодаря "яйцевидной" форме кузова и отсутствию выступающих элементов. Плюсом был и небольшой вес машины в 790 кг — при этом кузов, сваренный из нескольких больших отштампованных панелей, был крепче иностранных моделей.
- Полноценный 4-цилиндровый двигатель с расходом 5,9 литра на 100 км пробега — подобный имел только один конкурент. При этом "Запорожец" оснастили несложной системой воздушного охлаждения.
- Соотношение массы и мощности двигателя — ЗАЗ-965 был лучшим среди своего класса по энерговооруженности: 35 — 31 кг/к. с.
- Легкий демонтаж сидений - в "Запорожце" предусмотрели возможность легко и быстро увеличить объем багажного отделения, сняв сиденья. Это было особенно полезно для поездок на дачу или в отпуск.
- Автономное отопление салона — отопительная система в "Запорожце" могла работать отдельно от мотора и не сжигать бензин, хотя периодически она давала сбои.
Напомним, 26 сентября СМИ писали, что известный британский автопроизводитель Austin возвращается на рынок после 37 лет отсутствия.
Также 26 сентября Фокус рассказывал, что спортивную Skoda 70-х возродили в современном формате электрокара.