Разделы
Материалы

Премьерный фильм "Я работаю на кладбище" похоронил весь прошлый украинский кинематограф

Константин Рылев
Постер фильма "Я работаю на кладбище"

Новый фильм "Я работаю на кладбище" вышел на широкие экраны, был триумфально показан на фестивале "Молодость" и стал новой точкой отсчета украинского кино.

Если уточнить, то, конечно, этот фильм похоронил не весь украинский кинематограф, а скорее национальный арт-хаус. Уже нельзя после него будет снимать длинные планы, где ничего не происходит, но автор предполагает "поэтическое" видение реальности. А здесь получился отличный авторский фильм и вполне коммерческий, потому что находит живой отклик у широкой аудитории – чему корреспондент Фокуса был свидетелем и просто в кинотеатре, и на премьере фестиваля "Молодость".

Фокус, в принципе, следит за развитием отечественного кино. Можем сказать, что у нас уже есть качественные жанровые картины: исторический экшн "Захар Беркут", фэнтези "Сторожевая застава", военная драма "Киборги", успешная комедия "Сумасшедшая свадьба". Или с другой стороны – титулованный фестивальный фильм "Племя". Но мало чего попадало в золотую середину – между жанровым и фестивальным кино. И вот – случилось! Ближе всего по стилю изложения к драмеди "Я работаю на кладбище" трагикомедия "Мои мысли тихие" (2020): из-за удачного сочетания хорошего литературного материала и развлекательности. Два этих фильма – новая точка отчета национального кино.

Трейлер фильма "Я работаю на кладбище"

Автор сценария "Я работаю на кладбище" популярный блогер и писатель Павел Белянский (Паштет). Он когда-то действительно работал на кладбище – в фирме по производству памятников, и свои истории, связанные с клиентами, выкладывал в Facebook – так у него появилась фанатская база, исчисляемая парой десятков тысяч преданных читателей. В 2016 году Белянский выпустил книгу "Я работаю на кладбище" и уже брал на нее предзаказы. В его случае Facebook по полной сработал как механизм раскрутки.

Соавтором сценария и режиссером-дебютантом "Кладбища" выступил Алексей Тараненко. Он вместе с Павлом Белянским проделал огромную работу по переплавке сборника в почти идеальный сценарий для полного метра: сокращены десятки персонажей, оставлены несколько. Найден харизматичный главный герой, его стержневая линия – преодоление им своей трагедии и других вызовов.

Что не так в целом с национальным кинематографом

Три года назад, на фестивале-конкурсе молодых кинематографистов "Киноогляд" меня поразил один момент – главным "героем" большинства фильмов был инфантилизм. Он был массовым явлением – как среди молодых киногероев, не знающих, куда деть своих детей, так и пожилых "мальчиков" и "девочек", которые не могут установить контакт с семьями, потому что до преклонного возраста находятся в плену детских комплексов и ностальгии по игрушкам.

В теории американского психолога Эрика Берна, открывшего трехактный анализ в книге "Игры, в которые играют люди" (1964), основные фазы эго-развития человека таковы: ребенок, родитель, взрослый. Два первых у нас широко в кино представлены, а с третьей категорией – беда. Это видно и по картинам зрелых мастеров – таких, как режиссер Екатерина Горностай, показавшая в прошлом году фильм "Стоп-Земля", где инфантилизм – главный "друг" как старшеклассников, так и их родителей.

Инфантилизм – злокачественное заболевание детством, нежелание взрослеть. В картине "Я работаю на кладбище" против этого применено страшное лекарство – смерть детей. В фильме показано несколько таких историй, где гибли дети, в том числе по недосмотру.

И главный герой, киевский архитектор Саша (актер Виталий Салий) скрывается на фирме по производству памятников по этой причине. Он ироничен, циничен – это его форма защиты. Но первоначальное впечатление, что он тряпка – обманчиво.

Удачи сюжета: феерический момент в фильме "Я работаю на кладбище"

В фильме "Я работаю на кладбище" – три основные сюжетные линии.

Первая – Саша и клиенты. Например, одной девушке нужен памятник для кота Севы. Саша предлагает труп кота сжечь, а пепел – пересыпать в колбу из-под стеклянных песочных часов: "Приготовление яйца всмятку – это пол-Севы". Вывод хозяйки животного: "Злой вы. Нельзя вам с людьми работать".

Другой клиент – старик – хочет быть похоронен рядом с супругой. Он заказывает памятник себе. И даже готов умереть через неделю. "Впервые вижу такую самодисциплину", — удивляется Саша.

Бизнесвумен Лена (польская актриса Виктория Городецкая) недовольна памятником своему умершему от гриппа восьмилетнему сыну, потому, что мальчик ей нужен живой, а не мертвый…

При общении с клиентами у главного героя возникали и пикантные ситуации

Вторая линия: Саша и семья. Его бывшая жена уже вышла замуж (новый муж – коп). У них есть дочь-подросток. Дочка вроде как хочет установить контакт с отцом, но что-то им мешает нормально общаться.

Дочка Саши регулярно появляется на папиной работе

Третья линия: Саша и бандиты. Бандиты хотят отжать у начальника Саши – директора кладбища Петровича (Виктор Жданов) – его доходную должность. Их главарь (Алексей Тритенко) от угроз переходит к действиям – избиениям, грабежам и закапыванию живьем.

Нового директора-бандита колоритно сыграл Алексей Тритенко

Так вот: здесь впервые в нашем кинематографе применена одна вещь – встреча в точке пересечения трех событий, связанных с каждой из трех сюжетных линий: попытка заняться сексом, разборка с дочерью, пожар от бандитского нападения. Это просто феерический момент! Такого за тридцать лет в нашем кино не было!

Герой быстро и метафорично тушит пламя огнетушителем. Он неплохо умеет гасить внешние пожары, но никак не может погасить внутренний огонь. Ни религия ему тут не в помощь, ни друзья. Но в чувстве юмора не откажешь — которым, однако, горе не перешибешь.

Вообще в фильме "Я работаю на кладбище" показано, что в Украине произошла духовная катастрофа – люди никому не верят, ноль духовных практик, ни одной молитвы. В картине присутствует один православный священник, и тот представлен в сатирическом свете. Количество связанного со смертью абсурда в ленте по ходу действия растет в геометрической прогрессии. Получается, что Украина в этом смысле — страна тотального невежества.

Эту мрачную тему в фильме "Я работаю на кладбище" разряжает черный юмор. Фразы работников кладбища: "Клиенты у нас спокойные, заказчики – конченные", "Не волнуйтесь, памятник сделаю, как для себя".

Фильм "Я работаю на кладбище". Один недостаток, но он же – плюс

Пунктирной линией связывает картину в единое целое закадровый голос рассказчика. Лично я думал, что это голос – дочери Саши. А оказывается, это голос погибшего маленького сына главного героя. Возможно, это единственный недостаток фильма. Я спросил у зала на обсуждении ленты во время фестиваля "Молодость": "Кто считает, что закадровый голос принадлежит дочери главного героя?" Подняла руки половина аудитории. "А кто считает, что это – голос его погибшего мальчика?" – тоже половина. То есть, задумка авторов не для всех была очевидна.

Почему? Авторы не сразу хотят сообщать этот факт, но голос мальчика и девочки – в принципе неотличимы. Отсюда – путаница. Но, так или иначе, сам голос в фильме "Я работаю на кладбище" неплохо связывает разрозненные истории множества персонажей.

И главное, несмотря на махровый атеизм происходящего, голос ребенка с того света дает картине выход на мистический уровень. Авторам эту идею просто четче нужно было донести до зрителей. Ведь это голос сына-ангела, который, как может, пытается помочь отцу решить его задачи.

Но папаша и сам в финале неплохо справляется со всеми навалившимися на него проблемами – Саша умудряется одним хитрым действием разрубить гордиев узел всех заморочек. Это очень остроумный ход: как использовать для своей пользы тех, кто против тебя. Идите в кино, убедитесь – это будет неожиданно! Ничего суперменского – ловкость ума и никакого мошенничества. Но при этом, наконец, в нашем национальном кинематографе Саша решает проблемы, как настоящий мужчина! И все логично – ты в это сразу веришь, именно так у нас и делаются дела… Но каков ловкач! Формула Саши: контуженый горем – помощь себе подобным – победа над судьбой. Мне кажется, именно сейчас такой герой нужен всем.

Конечно, для известного украинского актера Виталия Салия это — прорывная роль. Она – сотая, если посчитать все его фильмы и сериалы. Виталий, наконец, дождался настоящего героя, в которого вложил весь свой талант! В фильме "Я работаю на кладбище" Салий предельно естественен и точен. И когда его герой в начале фильма бегает по стадиону, а потом курит(!). И когда он уже просто занимается бегом, избавившись от вредной привычки. В обоих случаях этому есть внятное объяснение.

Фильм "Я работаю на кладбище" пронзительный и смешной. Люди в зале часто смеялись. Потом, правда, плакали. Значит, все как надо: качели эмоций тут исправно работают.

  • Фокус готовит интервью с главным виновником успеха картины "Я работаю на кладбище" – автором одноименной книги рассказов и сценаристом – Павлом Белянским, который уже не один месяц сражается в рядах ВСУ. Причем его позывной – такой же, как детское и литературное прозвище – Паштет.