Разделы
Материалы

Получаем плохих солдат вместо хороших инженеров: кто и как бронирует производителей дронов

Александр Залата
Фото: Getty Images | Украинцы производят высокотехнологичные дроны, чтобы победить войска РФ

Гарантией бронирования является только государственный контракт, но получить его очень сложно. Компании Airlogix, Skyassist, а также разработчик дронов "Кобра" поделились, как мобилизация работников влияет на производство и на боевые действия в Украине.

Новый закон, который вступит в силу 18 мая, усиливает мобилизацию в Украине из-за полномасштабного вторжения российских войск, он призван привлечь в Вооруженные силы как можно больше военнообязанных граждан. Возникает много вопросов относительно бронирования специалистов, которые работают на предприятиях по производству военной техники. Фокус поинтересовался у производителей беспилотных летательных аппаратов, смогли ли они забронировать достаточное количество работников и чего ожидают в ближайшем будущем.

Новая модель бронирования от мобилизации

Согласно решению Кабинета министров от 16 января, в Украине должны бронировать от мобилизации военнообязанных работников предприятий и организаций, которые Министерство стратегической промышленности определило как критически важные в сфере оборонно-промышленного комплекса. При этом предусматривается два варианта бронирования: от 50% военнообязанных работников и до 50% включительно, в зависимости от категории предприятия.

Согласно документу, бронировать украинцев независимо от воинского звания, возраста и военно-учетной специальности и без ограничения по количеству могут компании и организации, которые:

  • производят товары для Сил обороны;
  • разрабатывают, модернизируют и ремонтируют военную, специальную технику и ее запчасти;
  • производят боеприпасы и другую продукцию оборонного назначения.

Предприятие должно соответствовать двум критериям:

  1. иметь оборонный контракт с государственным заказчиком;
  2. более половины от общего объема производства должны составлять товары, работы и услуги в сфере ВПК.
Чиновники во главе с премьер-министром Денисом Шмыгалем осматривают дроны

Кого можно забронировать от мобилизации

Ситуацию Фокусу прокомментировал Виктор Локотков — руководитель отдела маркетинга Airlogix, которая создает беспилотные авиационные комплексы Gor. Он рассказал, что компания внесена в перечень критически важных в сфере ВПК, и это позволяет бронировать работников. Туда может попасть любое предприятие, если имеет оборонный контракт или же какие-то обязательства перед государством и работает на него, например, производит продукцию для армии. Но если даже производится какая-то очень важная продукция, но она не поставляется государству, то чаще всего компания не входит в ВПК, а потому и не признается важной.

"Надо над этим работать, писать письма, заполнять документы. Любая компания, которая производит беспилотные авиационные комплексы и контрактуются государством, может получить такой статус", — заверил Виктор Локотков.

Он добавил, что Airlogix занималась бронированием сотрудников по схеме 50% еще до того, как получили все документы. Когда же 16 января Кабмин принял новое решение, то продолжила это делать. Виктор Локотков сейчас не может назвать, какой процент работников имеют бронь от мобилизации, потому что ситуация меняется достаточно быстро. С рабочими возникают проблемы, такие как необновленные учетные данные, или когда они достигают 25-летнего возраста уже после устройства на работу и необходимо оформить военный билет.

"Эти вопросы нужно решать, и они решаются, хотя это сложный процесс. Точно не 100%, но большое количество сотрудников забронированы", — подчеркнул представитель компании.

Производство украинских дронов Gor от компании Airlogix
Фото: Airlogix

Представитель команды-производителя украинских ударных дронов "Кобра" Виталий Брызгалов сообщил Фокусу, что ситуация остается сложной, как и в прошлом году. Волонтерские проекты не имеют шансов на бронирование, а небольшим командам нужен каждый человек, потому что найти инженеров сейчас достаточно сложно. Их практически не осталось, а те, что есть, заняты на промышленных производствах или уже работают на оборону.

Бронирование через государственные контракты, пожалуй, единственный путь сейчас, для этого нужно создавать изделия, кодифицировать, становиться на вооружение, но трудно получить статус критически важного предприятия для обороны страны. Далеко не каждый проект может его получить, потому что дроны похожи, а новым проектам сложно конкурировать с теми, кто уже стал на вооружение, даже если они чем-то лучше.

"В большинстве случаев я советую присоединяться к мощным командам, которые уже прошли этот путь, становиться субподрядчиком для критически важных предприятий, чтобы получить возможность забронировать до 50% штата. Конечно, это не спасет, если мобилизуют 50% его работников, практически на любом проекте это поставит точку. С этим сталкиваются очень многие предприятия, "гаражные" производители. У нас тоже мобилизуют сотрудников, работающих удаленно. Когда тебе приходит известие, что снова кого-то мобилизовали, то понимаешь, что нужно снова кого-то искать, а ресурс уже потрачен. Самое главное — это время, которое тратится на обучение новых работников. Предприятия, которые могут себе это позволить, постоянно ищут людей заранее и обучают, даже если они на тот момент не нужны", — рассказал Виталий Брызгалов.

Стать подрядчиком критически важного предприятия тоже не так просто. Субподрядчики для оптимизации работы обычно разделяют заказы между ФЛП. Такие предприниматели могут забронировать до 50% своих рабочих, если станут подрядчиками или даже исполнителями государственного контракта, но из-за дыр в законах само лицо могут мобилизовать.

Виталий Брызгалов на производстве дронов "Кобра"
Фото: Facebook

Фокус обсудил тему бронирования с Игорем Криничко, главой наблюдательного совета украинской компании Skyassist, которая производит военные беспилотники Sirko. По его мнению, мобилизация специалистов "убивает" производство беспилотников и другой техники. В итоге страна теряет квалифицированного инженера и получает неквалифицированного солдата. При этом военные будут получать худшую технику, необходимую на поле боя. Сами военные рассказывают Skyassist, что им не очень помогает, когда приезжает пополнение в виде плохо подготовленных и немотивированных бойцов.

Сейчас в Skyassist не забронировано ни одного работника. В прошлом году компания имела государственный заказ и уже выполнила его. Но контракт также предусматривает дополнительные задачи, такие как обучение и гарантийное обслуживание. То есть предприятие-производитель имеет обязательства и после поставки продукции выполнять определенные функции. Основываясь на этом, предприятие подало заявку на бронирование работников, но получило отказ.

Отказ основывался на том, что поставки выполнены и можно считать, по мнению ответственных лиц МОУ, что договор с государством закончен. Безусловно, можно было бы обращаться в суд, что-то доказывать, но сейчас у производителей нет времени на это. У Skyassist есть государственные контракты и с другим государственным учреждением, поэтому она еще раз подала заявку на других основаниях и ожидает ответа.

Проблема заключается еще и в том, что для бронирования работник должен обновить свои учетные данные и пройти военно-врачебную комиссию. Но в 90% случаев, когда человек приходит на ВВК, то в ТЦК сразу же выдают повестку, а потом сразу же отправляют на обучение, не разбираясь. То есть времени на оформление бронирования (а это может длиться до 2-х месяцев) просто не остается. Именно так произошло и с работником Skyassist, которого представители ТЦК встретили на улице.

"Вчера нашего парня взяли и мобилизовали, и уже сегодня он на полигоне. Даже не выпускали из ТЦК, просто дали раскладушку переночевать. Я сижу и думаю, каким образом мы будем логистику налаживать, потому что этот человек отвечал за поставки и коммуникацию с поставщиками комплектующих со всего мира. Кто его знает, что будет лучше для государства? Чтобы этот человек обеспечивал дешевые массовые закупки для нашего предприятия, чтобы мы производили средства поражения, или чтобы он очень хорошо копал окопы или бегал с автоматом по лесу", — рассказал Игорь Криничко.

Бронь для производителей дронов: сколько людей нужно сохранить

По словам Виктора Локоткова, для эффективной работы Airlogix или подобных предприятий, работающих на ВПК, недостаточно забронировать только 50% работников. Есть сотрудники, которых легко заменить, то есть люди и вакансии, которых много на рынке, а есть узкоспециализированные специалисты, которых сложно найти, специалистов в сфере авиастроения. Если последних забирают в армию, то начинаются большие проблемы — их мало, к тому же часто приходится обучать, что занимает достаточно много времени.

"Мы стараемся на все возможные вакантные места брать женщин, когда это возможно, но есть такая работа, которая требует грубой мужской силы. И опять же, учить с нуля — это достаточно сложно, затратно, поэтому мы не будем получать того быстрого результата, который сейчас нужен, поэтому я считаю, что для нашего предприятия 50% — это достаточно мало. Нам нужно как раз 100%, которые мы имеем для подобных предприятий. Если же предприятие никак не связано с ВПК, то совсем другой вопрос. Нужно балансировать, чтобы в штате были и женщины, и военнообязанные, которых могут мобилизовать", — рассказал руководитель отдела.

Как отметил Виталий Брызгалов, после признания предприятия критически важным через программу Минстратегпрома можно забронировать до 100% персонала. Производители "Кобры" пытаются это сделать, но сложно, потому что они не в Киеве и не могут тратить сотни часов, чтобы стоять в очередях и доказывать свою состоятельность, а стараются больше времени уделять именно производству и улучшению характеристик дронов.

"Если пойдем на бронирование в том формате, в котором работаем, то потеряем 50% работников, что гарантированно уничтожит проект. На самом деле сами военкомы тоже понимают потребность в дронах, общаются с военными, поэтому если мы говорим, что человек важен, и просим дать отсрочку, чтобы успели нанять или научить кого-то нового, то обычно идут на уступки и прислушиваются. То есть это на уровне разговоров и договоренностей, никакой коррупции. Мы делаем важное дело, рассказываем, показываем, сами военные просят, ТЦК видят результаты и идут навстречу. Поэтому критически важных людей пока удается удерживать. Скорее всего, прислушаемся к своему же совету и объединим силы с какими-то мощными производителями", — поделился планами Виталий.

У многих работников сейчас даже нет военно-учетных документов. Это молодые ребята, которые не идут в ТЦК получать военный билет, потому что большинство из них сразу же мобилизуют. Люди, которые прошли ВВК, имеют отсрочку, не могут служить по состоянию здоровья, составляют обычно гораздо меньшую долю от людей, которые вообще есть на производстве. Многие производители из-за мобилизации не могут довести проекты до контрактов, необходимых для бронирования.

Работники ТЦК останавливают людей на улице
Фото: Скриншот

Как улучшить бронирование производителей БПЛА

Как говорит Виктор Локотков, квалифицированные специалисты нужны для производства дронов, а таких людей становится все меньше и меньше. Руководителям остается бронировать только тех рабочих, которых трудно заменить, но здесь большую роль играет психологический фактор. Когда в компании узнают, что кого-то забронировали, а кого-то — нет, начинаются всевозможные разговоры о том, что других не ценят, и это плохо влияет на коллектив.

"Возможно было бы лучше разработать какую-то схему, чтобы само предприятие выбирало. Условно, приходит военкомат и говорит: надо предоставить два человека с вашего предприятия. И тут уже предприятие думает, кого можно предоставить для мобилизации, а не так, что кого-то мобилизовали на улице или ему пришла повестка, и начинаются проблемы в компании", — дополнил Виктор Локотков.

Игорь Криничко предложил изменить саму модель бронирования от мобилизации, чтобы она не зависела от наличия государственных контрактов.

"Я бы на самом деле немножко по-другому делал. К сожалению, сейчас государство может покупать далеко не все, что нужно ВСУ. Скорее всего это было связано с определенной нехваткой средств. В этом смысле производители до сих пор получают деньги от волонтеров, так же как и в начале войны. На мой взгляд, было бы лучше, если бы бронировали работников в соответствии с задачей и выпускаемой продукции, например, если конечным пользователем продукции предприятия являются Силы обороны. Вот мы производим то, что никуда больше не может пойти, только на ВСУ. Тогда такой производитель войдет в категорию критически важного предприятия. На сегодня, например аграрии относятся к критической отрасли. Это верно. Но, никто же не требует от условного производителя хлеба контракта с государством, для бронирования своих сотрудников", — высказался глава Skyassist.

Возникает вопрос, как без контракта определять, что изготовленная продукция используется именно Силами обороны. По мнению Игоря Криничко, можно создать комиссию которая это будет определять, хотя, с другой стороны, появятся большие коррупционные риски.

Виталий Брызгалов очень надеется на создание в Украине отдельного рода войск — Сил беспилотных систем. Возможно, внутри них удастся сделать инженерные подразделения, которые будут заниматься, производством, обслуживанием, ремонтом, развитием систем, созданием катапульт нового вида, вооружения. Экспериментальные подразделения, которые уже созданы, доказывают, что могут избавить от многих проблем, ведь сконцентрированы на результате, имеют свои средства, собственное финансирование и действуют по новым стандартам.

"Возможно тогда мы бы смогли мобилизоваться в одно из таких подразделений и получить преимущества военнослужащих: какую-то гражданскую защиту и страхование. Потому что производство беспилотников — это очень большая вероятность стать целью для ракет. Когда мы с военными отрабатываем следующую итерацию изделий на боевых испытаниях, то нужно учить бойцов, как пользоваться. Мы также присутствуем в зоне боевых действий, но как гражданские лица. Если, не дай Бог, что-то случится, то семьи не получат никакой компенсации", — отметил Виталий Брызгалов.

Правительство планирует ввести электронную процедуру бронирования через интернет. Игорь Криничко к этой инициативе относится скептически, хотя и считает ее важной. Вполне вероятно, что когда работник подтвердит свою личность в электронном кабинете, то прямо там же может получить повестку. Хотя сейчас правительство говорит, что электронных повесток не будет, но это говорят сейчас, как будет дальше — неизвестно. Если же он не явится в ТЦК, ожидая бронирования, то рискует получить штраф или вообще срок в тюрьме.