Разделы
Материалы

Мирный бизнес. Как вывезти компанию в регионы, где нет боевых действий

Ольга Чайка
Фото: uprom.info | Сырзавод в Баштанке Николаевской области, где идут бои, продолжает работать. Эвакуировать его невозможно

Госслужащие на государственном и местном уровнях говорят о готовности помочь эвакуировать важные сейчас бизнесы. На практике процесс бизнес-эвакуации только начинается. Фокус выяснил детали.

Глава парламентского налогового комитета Даниил Гетманцев 8 марта заявил, что правительство расширило программу эвакуации предприятий из зоны боевых действий на частные предприятия, которые производят товары первой необходимости. Он призвал желающих эвакуироваться заполнить специальную форму.

"Мы принимаем все заявки. Конкретного перечня нет. Но есть предприятия, которые имеют наибольшее значение для государства в военный период. Если предприятие производит оборудование для атомных станций, мы вывозим его в первую очередь. Если это стоматологическая клиника – не в первую очередь", – объяснил Даниил Гетманцев в комментарии Фокусу.

Эвакуация предприятий, как это выглядит в теории: Центр призывает, регионы готовы

По состоянию на 10 марта более 200 предприятий подали заявку на перевозку из зон, где идут боевые действия, на Западную Украину. Уже есть те, кто находится в процессе перемещения, сообщил Гетманцев.

По его словам, обращаются представители пищевой, деревообрабатывающей, медицинской, текстильной, химической, топливной отрасли, а также сферы машиностроения.

Специалисты Львовской областной военной администрации работают над 26 предметными запросами, сообщил ее глава Максим Козицкий.

"Во Львовскую область уже решили перевезти свои мощности два производителя – один из них занимается металлообработкой, другой – производит химическую продукцию. Сейчас решаем нюансы по перевозке их производства", — сказал Козицкий.

Других заинтересованных призывают писать на электронную почту investregionlviv@gmail.com, в личные сообщения департаменту экономической политики Львовской ОВА по номерам +38 066 833 03 13, +38 068 068 17 51, +38 063 466 71 38.

Руководитель этого департамента Степан Куйбида рассказал в комментарии Фокусу, что двум с лишним десяткам предпринимателеи, желающих перевезти свои бизнесы, предложили 57 вариантов размещения.

"Прямо сегодня, в режиме реального времени, семь таких хозяйствующих субъектов выезжают на предложенные локации, осматривают их. Смотрят, подходят ли технические характеристики по энергоносителям для их производств", — говорит Куйбида.

По его словам, сейчас определяют логистические хабы, куда в срочном порядке можно свозить оборудование. Следующий шаг – подбор необходимых мощностей под производственные нужды. Рассматривают заброшенные или недостроенные объекты, не требующие больших средств перед запуском работы. Еще один вариант – использование уже действующих производств.

Учитывая это, Максим Козицкий призвал местных предпринимателей предложить свои объекты для переезда бизнесов из зон боевых действий.

Выдержат ли электрические и другие сети области, можно будет предметно ответить через 3-5 дней, считает Степан Куйбида.

О готовности принять бизнес с территорий, где идут активные боевые действия, говорят не только во Львовской области.

Закарпатская ОВА призывает местных предпринимателей сообщить, если они могут разместить у себя бизнес из северных и восточных регионов.

В Тернопольскую область переезжают два крупных предприятия из регионов, где ведутся активные боевые действия. Бизнесы начнут свою деятельность на новом месте через неделю, отметили на странице областной администрации в Facebook.

Эвакуация бизнеса на практике: почему некоторые предприятия не перевезут

Глава наблюдательного совета группы компаний "Молочный альянс" Сергей Вовченко говорит, что правительственная инициатива хорошая, компании действительно стоит перевозить. Но признает – в некоторых случаях это невозможно.

"Мы охотно перенесли бы наш завод из Баштанки за линию Винничины, потому что там тихо и можно работать. Но для нашего производства есть три фактора: первый – это сырье, второй – кадры, третий – массивное оборудование", – говорит Вовченко.

Он объясняет, что на Западной Украине уже есть много производителей молочных продуктов — и "Галичина", и "Молокия", и "Рошен", и "Укрпродукт Групп", и "Дубномолоко", так что сырья может не хватить.

Кадры тоже все не перевезешь – люди отказываются по разным причинам. А для перевозки массивного оборудования необходимо помещение с прочным фундаментом, доступ к достаточному объему воды и т.д.

Вовченко акцентирует особое внимание на подключениях к сетям: "Газ нужен не всем. Но все работает на электроэнергии. Мы знаем, чтобы подключиться к электросетям до войны, нужно было пройти семь кругов ада. А еще вода, канализация, куда-то нужно вывозить бытовые отходы".

По всем этим и другим причинам предприятия "Молочного альянса" работают там, где были размещены до начала полномасштабного вторжения России в Украину.

"Мы продолжаем работать даже в Баштанке Николаевской области, где было большое сражение. Мы не можем обрабатывать 400 тонн молока в сутки, хотя предприятие на это рассчитано. Сейчас основная проблема не столько в том, чтобы собрать молоко, как в том, чтобы вывезти продукцию", — говорит Сергей Вовченко.

По его словам, сейчас из Баштанки нельзя вывезти продукцию ни в Николаев, ни в Одессу. Вместо этого пытаются вывозить в Кропивницкий и Кривой Рог.