В Украине могут внести изменения в налоговое законодательство, а именно — изменить ставки некоторых налогов. В чем заключается идея, зачем на третий год войны решили пойти на повышение и сколько денег это добавит государственному бюджету.
Министерство финансов Украины работает над законопроектом о повышении военного сбора и налога на добавленную стоимость (НДС). Также планируется, что военный сбор будут платить ФЛП. Как пояснил председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, такие меры должны добавить средств для финансирования армии.
Какие налоги повысят и насколько — есть ли план?
Из-за увеличения военных потребностей Министерство финансов Украины планирует увеличить ставку НДС, военный сбор, а также ввести его для физических лиц предпринимателей (ФЛП).
Поэтому повышение планируют следующее:
- от 1,5% до 5% — военный сбор;
- ставка налога 5% — для ФЛП третьей группы;
- на 2-3%, вероятно, повысят уровень НДС (сейчас 20%).
По словам Даниила Гетманцева, деньги должны направить на дополнительную мобилизацию и финансирование армии. По его словам, нужно около 300 млрд грн. И даже без учета мобилизации необходимы 400 млрд грн на закупку и ремонт военной техники.
"Мы не можем заимствовать эти средства у партнеров. О какой сумме идет речь? КМ сейчас подсчитывает потребности, но они очень большие. Не менее 300 млрд.до конца года", — пояснил Гетманцев.
Как отметил Фокусу финансовый аналитик Андрей Шевчишин, очевидно такое решение правительства понятно, однако вопросов пока больше, чем ответов.
Продолжается мобилизация, требуется строительство защитных сооружений для бойцов, нужны снаряды. Внутренних ресурсов на финансирование не хватает, а партнеры финансы не дают
"Несмотря на то, что решение о повышении налогов все еще обсуждается, есть понимание в потребности 300 млрд грн. Продолжаются переговоры с МВФ. Пока вопросов больше чем ответов. Есть сумма, есть статьи налоговые и неналоговые. И даже при перевыполнении планов — денег не хватает. Тем более, что риск безопасности был сдвинут на более поздний период. Продолжается мобилизация, нужно строительство защитных сооружений для бойцов, нужны снаряды. Внутренних ресурсов на финансирование не хватает, а партнеры финансы не дают", — отметил Шевчишин в комментарии Фокусу.
Между тем, по финансовым подсчетам , предоставленным изданием Forbes, повышение ставки военного сбора с 1,5% до 5% для наемных работников (без учета возможного введения военного сбора для ФЛП) может добавить в бюджет 90-100 млрд грн в год. А повышение ставки НДС на один процентный пункт — около 40 млрд грн дополнительных годовых доходов. Если повышение НДС будет больше, например, 2 или 3 процентных пункта, то доходы бюджета, вероятно, вырастут на 70-80 млрд грн и 100-120 млрд грн. соответственно. Повышение ставки НДС подавит потребление, следовательно, увеличение поступлений обычно не является прямо пропорциональным росту ставки налога. А повышение налогов для ФЛП может привести к уклонению от налогообложения, отмечают в статье издания.
Экономист Олег Пендзин в разговоре с Фокусом добавляет, что увеличение налогов в первую очередь ударит именно по легальному бизнесу.
"Проблема заключается в том, что увеличение налогов бьет по тому бизнесу, который и так платит налоги. А увеличение налога на добавленную стоимость и увеличение военного сбора — это еще и повышение бремени для физических лиц. Потому что НДС платит физическое лицо — конечный потребитель, военный сбор платит конечное лицо ФЛП. Ну сколько денег можно вытянуть еще с и так далеко не таких уж и богатых людей? " — считает Олег Пендзин.
Увеличение налогов бьет по тому бизнесу, который и так платит налоги
Также возникает проблема с введением 5% военного сбора на доходы ФЛП III группы, ведь их налоговая нагрузка увеличится сразу почти вдвое.
"Военный сбор должны повысить до 5%. Сейчас он составляет 1,5%, а хотят установить 5%. Замечу, что сейчас ФЛП военный сбор не платят, он сегодня уплачивается с доходов физических лиц. ФЛП имеют доход от предпринимательской деятельности", — пояснил Фокусу экономист.
1 трлн гривен в госбюджет: на сколько дней войны хватит денег
По словам министра финансов Сергея Марченко, на сегодня, из-за задержки военно-технической помощи в начале года, украинский бюджет перерасходовал 5 млрд долларов (примерно 200 млрд грн) на закупку оружия из средств, которые должны были бы в конце года служить источником для финансирования денежного содержания военнослужащих, напоминает экономист Олег Пендзин.
Вопрос экономического бронирования — чрезвычайно острый и абсолютно необходимый в ближайшее время
"Сегодня, даже без учета потребностей мобилизации, нам не хватает 5 млрд долларов в бюджете. Потребности новой мобилизации будут синонимом потребности в дополнительных деньгах. Гетманцев назвал цифру 350-400 млрд. Эти средства при дефиците 200 млрд грн, который уже образовался, это тот максимум 100 тысяч дополнительного мобилизованного персонала. То есть это то, чего точно не хватает. В такой ситуации мы еще раз вспоминаем очень известное высказывание Наполеона: "Война — это деньги, деньги, и еще раз деньги". Для того, чтобы профинансировать те расходы, о которых идет речь, откуда-то надо иметь источник. Какой может быть источник в современных условиях? Заимствования на внутреннем рынке? Так Марченко сказал, что мы уже позаимствовали 1 трлн гривен, что равно 200 дням войны. Следующий источник, который теоретически может быть, это налоги", — отметил Пендзин в комментарии Фокусу.
По его мнению, именно в экономическом бронировании сейчас существует насущная необходимость . "Как бы там что ни говорили, но вопрос экономического бронирования — это будет вопрос чрезвычайно острый и абсолютно необходимый в ближайшее время", — отмечает Пендзин.
Напомним, Фокус уже сообщал о возвращении для ФЛП военного сбора . Твож речь шла о объяснении премьер-министра Дениса Шмыгаля относительно денег на дополнительные нужды ВСУ. По словам главы правительства, Кабмин консультируется в вопросе обеспечения оборонных нужд непосредственно с военными.