Разделы
Материалы

Узость взглядов

Для выхода из Великой депрессии 30-х годов американцы строили дороги, мосты и каналы, создавая рабочие места. Украинские власти перенимать опыт не спешат

Ржавые рельсы с клеймом Южнорусского днепровского металлургического общества. На клейме – дата производства: 1913 год. Табличка "МПС СССР" на здании вокзала. Видавшие виды вагоны с надписью "Жесткий". Билеты, которые фигурно вырезаются ножницами. Семафоры вместо светофоров.

Это не музей истории железнодорожного транспорта, а вполне действующий транспорт XXI века – одна из двух сохранившихся в Украине узкоколейных железных дорог. Такие же крошечные, почти игрушечные вагоны и тепловозы катают ребятишек на детских железных дорогах во многих крупных городах страны. Но здесь все по-настоящему. Миниатюрный поезд из одного вагона, плетущийся со скоростью 20 км/ч., – единственный способ для жителей окрестных сел доехать на рынок в райцентр.

"На общественных работах в США были заняты 3 млн. человек. Украине до таких масштабов далеко"

Поэтому баба Галя уже третий час терпеливо дожидается поезда, поломавшегося где-то в начале пути. Она беспокоится, что в один прекрасный день не дождется его: узкоколейки в Украине постепенно разбирают, и скоро очередь дойдет и до этого участка. Вообще-то, намерения благие: заменить узкую колею на привычную широкую и пустить обычные поезда. Но это только на бумаге. "На соседнем участке узкую колею тоже обещали поменять на широкую. И "поменяли"… На никакую", – грустно иронизирует баба Галя. Если подобная "модернизация по-украински" коснется этого участка, бабе Гале и жителям окрестных сел придется туго. В некоторых из этих сел нет не то что автобусного сообщения, а даже асфальтированных дорог. И, судя по всему, в ближайшее время не появится.

А ведь эти места нельзя назвать Богом забытыми. Узкоколейку пересекает автобан Киев – Одесса, и в полукилометре от станции пассажиры дорогих авто обедают в придорожных ресторанах. А еще не так давно по узкоколейке ходили даже грузовые поезда. Например, на соседний сахарный завод. "А сейчас от него только труба и контора осталась", – грустит баба Галя. На вопрос, зачем нужна контора, если завода нет, баба Галя рассуждает: "Ну, наверное, трубу охранять".

Но сейчас самое время не охранять, а восстанавливать обветшалую инфраструктуру. Даже из школьного курса истории известно, что общественные работы по строительству мостов, дорог и каналов в 30-е годы помогли Америке справиться с безработицей и в конечном счете выйти из Великой депрессии. Заняться ремонтом железных дорог советуют и ученые (интервью Анатолия Гальчинского).

Вообще-то, в антикризисном пакете о строительстве дорог упоминается. А премьер Юлия Тимошенко заявила, что "мечтает и верит", что дороги к Евро-2012 будут соответствовать евростандартам. Но масштабы нужны не те. В США восстановлением инфраструктуры занимались сразу две организации – Администрация общественных работ и Администрация гражданских работ. А на ударных стройках были одновременно заняты более 3 млн. человек – 2,5% населения страны. В Украине же пока – с точностью до наоборот. Например, из-за нехватки денег на неопределенный срок приостановили строительство депо для скоростных поездов Pendolino, которыми министр транспорта Иосиф Винский обещает порадовать украинцев к заветному 2012 году.

Пассажиры крошечного вагончика вряд ли слышали о таких поездах. Зато финансовый кризис и сюда уже докатился. "Зачем мне такой банк, если я не могу снять свои деньги?", – возмущается молодой железнодорожник. Дискуссия заканчивается суровым вердиктом: всех депутатов – к стенке. Еще через полчаса вагонных споров список приговоренных к высшей мере дополняют президентом и правительством.

Но осужденные народным судом не спешат искупать свою вину. Проносясь мимо по Одесской трассе, они даже не замечают узкоколейку – от случайных взглядов автомобилистов ее отделяет шумозащитная стена. Параллельные миры не пересекаются.