Разделы
Материалы

Украина может стать мишенью из-за конфликта между Россией и Грузией

Украина оказалась вовлеченной в конфликт между Россией и Грузией. На роль примирителя она не тянет, зато может стать мишенью

Официально не причастную к кавказскому кровопролитию Украину, тем не менее, не упомянул в контексте войны только ленивый. Любопытно, что при этом никто не подозревает ее в сотрудничестве с Россией, винят в том, что и так давно известно, – в симпатии к Грузии. Уже в первые дни войны глава МИД Южной Осетии Мурат Джиоев заявил, что на Грузию работают украинские наемники.

– Мне ничего не известно об украинских наемниках в Грузии или Южной Осетии, – говорит Фокусу экс-министр обороны, глава Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко. – Государство не формировало и не поощряло формирование таких отрядов. Хотя теоретически нельзя исключать, что кто-то с украинским паспортом по своей воле, выражая солидарность, участвует в военных событиях.

По словам Гриценко, в первые дни российско-грузинского противостояния на территории Грузии находился 21 украинский военный – они проходили учебные курсы в центре подготовки военнослужащих для проведения операций в горах. Как только конфликт стал обостряться, их вывезли обратно в Украину.

Минобороны сообщило, что в Грузии не осталось ни одного военнослужащего Вооруженных Сил Украины, кроме двух из пяти наблюдателей Миссии ООН.

Тем временем в российском оборонном ведомстве предъявили еще одно обвинение – в незаконной поставке оружия грузинам. Якобы Киев снабдил Тбилиси несколькими системами ПВО, в том числе комплексами ТОР, С-200 и прочим высокотехнологичным вооружением.

– Насколько мне известно, мы не продавали Грузии системы "Град" и комплекс С-200, – опровергает эти обвинения Анатолий Гриценко. – Мы экспортировали танки и комплексы ПВО. Но я даже не уверен, что они уже приняты на вооружение армией Грузии.

Кроме того, г-н Гриценко не считает эти поставки незаконными, поскольку между Украиной и Грузией существует базовый межгосударственный договор 1993 года, а также соглашение о военно-техническом сотрудничестве.

Согласно данным ООН, в прошлом году Грузия импортировала из Украины 74 танка, 6 единиц бронетехники, 8 самолетов, 495 ракет и пусковых установок, а также почти 20 тысяч единиц огнестрельного оружия.

По словам заместителя директора Центра исследования армии, конверсии и разоружения Михаила Самуся, каждый танк Т-72 в среднем стоит $1 млн. В общей сложности Украина заработала от $600 млн. до $1 млрд.

Но все это, подчеркивают украинские чиновники, было до войны. А во время конфликта, по выражению замглавы МИД Константина Елисеева, вопрос предоставления Грузии военной помощи не стоял – Украина вызвалась оказать лишь гуманитарную и политическую поддержку.

Но при всем демонстративном желании не вмешиваться в чужой военный конфликт Украина все же стала его заложницей: когда корабли базирующегося в Крыму ЧФ РФ отправились на "миротворческое" патрулирование к берегам Абхазии, Киев впервые обеспокоился тем, что стал базой для воюющей страны. Украинский МИД пригрозил, что не пустит корабли обратно. "Это опасный прецедент, именно из-за таких Украина ввязывается в международные конфликты", – отметил Виктор Ющенко.

Хотя, как считают в Кремле, если Украина и ввязывается в конфликт, то именно вследствие подобных заявлений, ведь "она не уполномочена определять формы ведения российским флотом его деятельности".

Теперь Виктор Ющенко хочет нового флотского документа, где как раз и было бы написано, какой будет деятельность флота во время подобных конфликтов.

Украинский вариант войны
Если украинский президент и подчиненный ему МИД приняли грузинскую сторону, то премьер-министр Юлия Тимошенко и лидер оппозиции Виктор Янукович так и не сделали заявлений, позволяющих понять их отношение к происходящему. А пока они молчали, говорили другие. Коммунист Леонид Грач одним из первых заявил, что южноосетинский сценарий может повториться и в Украине, в Крыму. Об этом же из другого полушария намекнул и экс-госсекретарь США Ричард Холбрук. По его словам, цель российского премьера Владимира Путина – свергнуть правительство Саакашвили. А уж далее под политическим прицелом Кремля может оказаться Украина. Однако, по мнению американского чиновника, масштабы нашей страны не позволят России провернуть южноосетинский сценарий.

Эксперты немногословны. Они опасаются делать долгосрочные прогнозы, но не отрицают, что наша страна может быть вовлечена в подобный конфликт.

– Если мы говорим о широкомасштабной военной угрозе в конфликте между Россией и Украиной, то вероятность этого невысока. Но сегодня она выше, чем была неделю назад, – размышляет Анатолий Гриценко. – Мы увидели, какой может быть Россия в отношении стран бывших республик Советского Союза, если они проводят самостоятельную политику. Но я думаю, что если бы Россия пошла на военный конфликт с Украиной, она обрекла бы себя на окончательную изоляцию.

Однако почти все собеседники Фокуса сходятся в том, что зоной конфликта может стать Севастополь.

– Теоретически Украина может быть вовлечена в подобный конфликт как страна, на территории которой размещена военная база Черноморского флота, участвующего в военных действиях, – считает и. о. директора военных программ Центра им. Разумкова Николай Сунгуровский. – Таким образом, Украина может стать мишенью для противоположной воюющей страны. Но это теоретически, а в действительности вторая воюющая сторона, Грузия, вряд ли стала бы атаковать Украину.

С этим предположением согласен и экс-министр обороны Анатолий Гриценко.
– Я провел встречу с представителем грузинского посла и не услышал никаких упреков по поводу того, что российские корабли отправились к берегам Грузии с территории Украины.

Г-н Гриценко вспоминает, что российский ЧФ и раньше подводил Украину. Был случай, когда морские пехотинцы отправлялись в Чечню для выполнения внутренних задач с применением оружия. Теоретически это создавало угрозу ответных военных действий против Украины.

Тем временем Россия может провернуть в Украине и другой сценарий – паспортный. Вспомним, как на территории Южной Осетии и Абхазии целенаправленно распространялись российские паспорта. И делалось это для того, чтобы в случае территориального передела российская сторона могла вполне обоснованно заявить, что защищает своих граждан. А в одном только Севастополе, по официальным данным, находится 15 тысяч военнослужащих российского Черноморского флота, не считая обслуживающего персонала, членов семей и военных пенсионеров (таковых наберется тысяч 10). Сложно определить и количество российских граждан в Крыму. Официальных данных на этот счет нет.

Говорил же, по просочившимся в прессу сведениям, Путин на Бухарестском саммите НАТО – что в Украине "из сорока пяти миллионов человек по официальной переписи семнадцать миллионов русских. Есть регионы, где целиком только русское население проживает, скажем, в Крыму. Девяносто процентов – это русские".

Он вряд ли имел в виду при этом паспортизацию, но общее настроение понятно. Тогда же весной пророссийски настроенный политолог Владимир Корнилов советовал российским властям незамедлительно рассмотреть возможность предоставления российского гражданства без официального уведомления украинских властей о выходе из гражданства Украины. Дескать, Румыния уже делает это в отношении украинских граждан!

– Я допускаю, что конфликт вокруг защиты российских граждан, проживающих в Крыму, может быть спровоцирован самой Россией, – рассуждает Александр Сушко. – А поскольку в Украине россиян не так уж много и сосредоточены они в одном городе, может быть избран другой вариант. Россияне начнут раздавать какие-нибудь "карты русских", а потом "защищать права своих граждан".

Нестабильность в Крыму может спровоцировать и вопрос о размещении там Черноморского флота РФ. Россия будет рассказывать, что народ не хочет, чтобы его выводили, и вопреки договору станет насильственно удерживать флот в Украине.

Панацеей от возможных российских посягательств Александр Сушко считает вступление Украины в НАТО. "Иначе придется отказаться от собственной внутренней и внешней политики и принять правила игры России, как это сделала Белоруссия", – пугает он.

Как известно, и Грузия, и Украина лелеяли натовские планы – мечтали сначала присоединиться к плану действий по членству в НАТО (ПДЧ), а затем и вступить в мировую организацию.

Представитель Грузии в НАТО Реваз Бешидзе даже высказался в том духе, что получи Грузия весной ПДЧ, как она этого хотела, и войны бы не было. Но тогда Грузии, а вместе с ней и Украине отказали, а без "бумажки" помогать кавказской стране в конфликте с Россией Альянс не стал. Самое интересно, что, по словам экспертов, кавказская война ничуть не приблизила Киев и Тбилиси к вступлению в НАТО.

По словам Николая Сунгуровского, "после случившегося Украину все-таки могут присоединить к ПДЧ, но, как и раньше, только если свою позицию изменят Франция и Германия". Пока же не похоже, чтобы российско-грузинский конфликт повлиял на их мнение.

Анатолий Гриценко еще более пессимистичен. По его прогнозам, вероятность получения Украиной ПДЧ в декабре этого года составляет максимум 10%. Объятия Альянса оказались менее распростертыми, чем казалось многим оптимистам. Очевидно, Украине придется справляться со своими внешнеполитическими проблемами самостоятельно.


Напоследок.

От чужого конфликта Украина получит проблемы.

Обострение флотского вопроса (Виктор Ющенко настаивает на подписании дополнительного договора, описывающего поведение флота в случае конфликтов).
Неблагоприятное решение по присоединению к НАТО (судя по тому, что Альянс предпочёл не вмешиваться в грузинскую ситуацию).
«Охота на ведьм» в Крыму (поиск российских агентов влияния).
Выход из СНГ (Грузия объявила о выходе из него и призвала Украину последовать своему примеру).
Ухудшение экономических отношений с Россией (в частности – «рыночные» цены на газ).