Разделы
Материалы

Из двух десятков министров может смениться почти половина

Коалиция – БЮТ, НУНС и Блок Литвина – делит власть на троих: уже в ближайшие недели из двух десятков министров может смениться почти половина

Если год назад основные должности в государстве распределяли между собой "Наша Украина" и БЮТ, то теперь делить приходится сразу на несколько неравных частей: команде Тимошенко придется уступить кресла людям Литвина, а также нескольким дружественным командам из фракции НУНС. Недружественным, верным президенту нашеукраинцам и самому президенту тоже придется кое-что отдать.

Спикерские запросы
Помимо уже отошедших людям спикера Госкомрезерва (его возглавил Сергей Ганжа), Госкомзема (Олег Кулинич) и "Укрзализныци" (Михаил Костюк), самый мелкий участник коалиции рассчитывает на Минтранс, нынешний глава которого Иосиф Винский конфликтовал со своей начальницей. Впрочем, главным раздражающим фактором для Винского был возможный союз БЮТ с ПР: его министерство по предварительной договоренности в этом случае отходило к регионалам. "Сейчас этот конфликт улажен, – говорит близкий к БЮТ политтехнолог Тарас Березовец. – А Литвину, по идее, хватит и "Укрзализныци".

Усидеть в кресле Винский должен и по другой веской причине: он контролирует нескольких нардепов в БЮТ, а у коалиции на счету каждый голос.

В Раде говорят об интересе спикера (в частности, одного из главных финансистов его политической силы – Игоря Шарова) к Антимонопольному комитету. После того как регионал Алексей Костусев освободил должность главы АМК, лакомая структура остается фактически ничейной. Год назад в этой связи говорили о кандидатуре самооборонщика Давида Жвании. Но тогда против якобы выступил сам Ющенко, к тому времени побивший горшки с кумом. О нынешних шансах Жвании его коллеги по партии отзываются скептически: "Давид, конечно, участвует во всех переговорах, но вряд ли в этой ситуации ему будет интересен АМК. В принципе, у нас пока нет никаких пожеланий, кроме сохранения за Юрием Луценко МВД".

Стратегический объект
– Ключевая борьба при переделе министерств сейчас развернется за Минюст. Самооборонщики могут постараться поставить туда своих людей, – рассуждает Тарас Березовец. – Например, Юрия Кармазина, который формально не входит в политсилу, но следует в ее фарватере.

Контроль над Минюстом особо актуален в свете намерений сразу нескольких сил внести изменения в Конституцию. Юристов в парламенте хватает, но наиболее реальной заменой нынешнему главе ведомства Николаю Онищуку называют его вечного конкурента Романа Зварыча. Он может стать компромиссной фигурой между коалицией и президентом. Особенно если учесть, что Зварыч имеет определенное влияние на нескольких депутатов фракции. Поставить же во главе стратегического ведомства полностью своего человека Тимошенко будет сложно, поскольку в этом случае она не сможет рассчитывать на поддержку достаточного для голосования числа нунсовцев.

Неприкасаемые
Бютовец Андрей Кожемякин подтверждает, что уже в скором времени на рассмотрение ВР могут быть вынесены вопросы о кадровых изменениях в Каб­мине, в частности о возможной замене министров, назначенных по квоте НУНС. Таковых сейчас 11, однако среди них найдутся те, кого зачистка не коснется: они позаботились о хороших отношениях с премьером. Относительно спокойно, по нашей информации, могут себя чувствовать глава МВД Юрий Луценко, министр образования Иван Вакарчук, министр здравоохранения Василий Князевич (его племянник нардеп Руслан Кнезевич на недавнем съезде был исключен из политсовета НСНУ как раз за сочувствие БЮТ), а также лояльный Тимошенко министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко. Однозначно недовольны в БЮТ давним оппонентом Тимошенко министром обороны Юрием Ехануровым и главой МИД Владимиром Огрызко. Но этих двоих надежно защищает закон: если снять парламентским голосованием их еще можно, то назначение на эти должности – исключительная прерогатива президента. Более того, на днях глава государства отвоевал себе еще "немножко МИДа" – Конституционный суд оставил за ним право назначать также заместителей главы этого ведомства.

– Многое зависит от того, как нашеукраинские министры будут вести себя при общении с новым главой фракции НУНС Николаем Мартыненко, который получил сейчас ключевое влияние во фракции, – уверяют близкие к НУНС источники. – Для Тимошенко нашеукраинские министерства – не хлебные, а потому безинтересные. Она просто предоставила нунсовцам возможность разбираться самим.

Смертники
Переформатирование коалиции – хороший повод для Тимошенко избавиться и от собственных, но вышедших из-под контроля министров. Министр финансов Виктор Пинзеник в последнее время конфликтует с шефом, а не так давно получил от Тимошенко разгон за рефинансирование банка "Надра" (Тимошенко в конце прошлого года обвиняла Нацбанк и президента в особом благоволении к этой структуре), которое никак не могло состояться без участия Минфина. В то же время Пинзеник часто отказывает в финансировании, когда этого просит Тимошенко.

– Так и заявляет: денег не дам, потому что это незаконно, и никакие уговоры на него не действуют, – говорят бютовцы. – Просто Тимошенко привыкла руководить в ручном режиме, а он этого не приемлет.

Однако у строптивого министра финансов есть мощная группа поддержки внутри фракции (экс-ПРП), поэтому по поводу его будущего в БЮТ существует множество мнений – от "его дни в Кабмине сочтены" до "Минфином всегда недовольны, поэтому никто Пинзеника сейчас трогать не будет". Зато могут "потрогать" министра экономики Богдана Данилишина, который, по признанию бютовцев, оказался слабоват для этой должности. По слухам, в правительство Данилишина продвигал совладелец Индустриального союза Донбасса Виталий Гайдук, который в качестве компенсации может получить, наконец, давно обещанный ему пост вице-премьера.

Разменной монетой может стать и министр угольной промышленности Виктор Полтавец, которого в правительство привела когда-то сама Тимошенко. Теперь, по имеющейся у Фокуса информации, министерство может быть передано под контроль входящей в состав НУНС Украинской народной партии, а точнее одного из ее депутатов – Александра Клименко. Сам лидер УНП Костенко претендовал на пост вице-премьера по гуманитарным вопросам вместо Ивана Васюныка – едва ли не самого ярого антитимошенковца в нынешнем составе правительства из людей президентской квоты. Но, по последним данным, практически согласовано его назначение на прежнее место работы Николая Мартыненко – пост главы комитета по ТЭК.

Отыграться на замах
– Проблема коалиции в том, что в ней просто не хватает голосов, чтобы поменять министров. Под коалицией и так меньше 226 подписей, а тут еще в НУНС десяток групп влияния. Попробуй всем угоди, – раскрывает Фокусу главную помеху в кадровых играх источник в БЮТ.

Напомним, что перед самым новым годом удалось наконец отправить в отставку главу Фонда госимущества Валентину Семенюк-Самсоненко, но вот кем ее заменить – вопрос. Главный претендент бютовец Андрей Портнов своей радикальной антипрезидентской позицией вызывает неприятие даже у лояльных БЮТ соратников по коалиции.

– В итоге, чтобы проводить свои кандидатуры, БЮТ нужна поддержка коммунистов или пропрезидентской группы "За Украину!", образованной в составе НУНС Вячеславом Кириленко, то есть опять же согласование кадровых вопросов с Секретариатом президента, – считает политолог Владимир Фесенко.

По выражению одного из собеседников Фокуса, Владимир Литвин первым понял, что передел министерств через Раду маловероятен, и "взял свое госкомитетами".

Не исключено также, что многих министров оставят в подвешенном состоянии, чтобы сделать их более послушными. По мнению Виталия Кулика, коалиционеры могут удовлетворить свои кадровые амбиции заменой многочисленных министерских замов, которые решают зачастую не меньше, чем министры.

Задачу могут облегчить регионалы, которые по истечении нынешнего перерыва в работе Рады могут поставить вопрос о дальнейшей судьбе Кабмина. БЮТ таким образом сможет избавиться от ненадежных министров руками ПР. Но вот с назначениями новых придется как-то справляться самим.