Разделы
Материалы

Климатические игры. Каким будет вклад Украины в улучшение экологии в Европе

Ульяна Купновицкая
Фото: Getty Images

В рамках Парижского климатического соглашения Украина готовит амбициозные обещания, которые представит международным партнерам в июле. Фокус выяснил, что это значит для страны.

Парижское соглашение, принятое в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата, регулирует меры, нацеленные на снижение содержания углекислого газа в атмосфере. Главная задача — удержать рост средней мировой температуры на уровне ниже 2°C. Все подписавшие соглашение страны должны представить международным партнерам расчеты сокращения выбросов парниковых газов — национально определяемые вклады (НОВ) в достижение общей цели.

Базовым годом для оценки сокращения выбросов решили считать ­1990-й, относительно него сегодня Украина выбрасывает примерно 39% СО2. По словам Владислава Антипова, председателя Комитета экологии и инноваций Профессиональной ассоциации экологов Украины, в этом плане страна показывает отличные результаты.

"К примеру, Польша выбрасывает 80%, ЕС в целом — примерно 75%, Россия — 60%. Мы прекрасно справляемся с этой ситуацией, только есть одно "но". Если во всем мире эти показатели достигаются мероприятиями по энергоэффективности, заменой более грязного топлива более чистым, у нас это достигалось за счет уничтожения собственной промышленности", — говорит Антипов.

Парижское соглашение не фиксирует жесткие обязательства, но в его рамках страны каждые пять лет заявляют НОВ. Ранее Украина Первый национально определяемый вклад подавала с отметкой 60%, хотя уже тогда уровень выбросов у нас был 42% относительно 1990 года. Такую цель мировое сообщество расценило как неамбициозную, хотя пример Украины в этом случае не уникален. Большинство стран определяют для себя заниженные НОВ, чтобы не краснеть перед партнерами в случае провала плана.

Пожалуй, чувство стыда — единственное наказание, которое может последовать за нарушением сторонами своих обещаний. Парижское соглашение не предполагает никаких штрафов. Более того, юридически какие-либо сокращения выбросов вообще необязательны. Тем не менее Украина должна обозначить свои цели в этом вопросе, так как это делает почти весь мир. И проект НОВ-2 выглядит значительно более амбициозным.

Цель намечена

Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов представило проект НОВ-2, предусматривающий значительное снижение выбросов углекислого газа, нынешний показатель 39% должен сократиться до 35%. При этом в документе говорится, что Украине необходимо привлечь минимум €102 млрд государственных и частных инвестиций в инфраструктуру и реальный сектор экономики к 2030 году для достижения намеченного сокращения выбросов.

К этому сроку долю производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии солнца и ветра нужно довести до 30%. Планируется сократить количество угольных теплоэлектростанций и закрыть угольные шахты. Взамен предлагается увеличить объемы производства тепла с использованием биотоплива на 30%. Лесные территории за десять лет намерены увеличить на 1 млн га, также должны внедрить "наилучшие практики обращения с отходами".

В Украине сокращению выбросов и "зеленой" модернизации экономики мешают коррупция и монополизм

Министерский проект предполагает термомодернизацию жилого фонда — ежегодно по 1,3% от общего количества — и внедрение комплексных мер энергоэффективности, включающих в себя использование возобновляемых источников энергии в производстве тепла, в том числе в индивидуальном теплоснабжении, а также установление высокоэффективных котлов. НОВ-2 предусматривает ежегодный рост производства в среднем на 4%, процесс должен сопровождаться модернизацией и снижением энерго­емкости.

Кроме того, инициатива предполагает рост доли новых зарегистрированных электромобилей до 15%, а также до 3% — транспорта на аккумуляторных батареях в сегменте всех пассажирских транспортных средств и развитие низкоуглеродного общественного транспорта, в том числе железнодорожного и водного.

В сельском хозяйстве хотят увеличить долю органического производства до 3%, обеспечить переход на более качественные удобрения, внедрить технологию минимальной обработки земель и использование биогаза.

Энергетики против экологов

Парижское соглашение затрагивает лишь часть обязательств Украины перед международными партнерами. По словам Олега Савицкого, члена правления общественной организации "Экодия", наиболее важным является то, что Украина — договорная сторона Энергетического сообщества, многостороннего соглашения между Евросоюзом и его странами-партнерами. В рамках Энергетического сообщества все страны обязаны внедрять нормы и правила ЕС в свою регуляторную базу, касающуюся энергетики и промышленности, включая углеродное регулирование и другие аспекты энергетической и экологической политики.

В 2016 году участники договора согласились с необходимостью внедрения прозрачных и надежных механизмов мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов в полном соответствии со стандартами ЕС. Все страны — члены Энергетического сообщества, включая Украину, обязались усовершенствовать климатическую статистику и повысить качество отчетности.

Проект пре­ду­сматривает значительное снижение выбросов углекислого газа, сегодняшний показатель 39% должен сократиться до 35%

В рамках Энергетического сообщества также планируется в 2021 году установить общие климатические цели до 2030 года, создавая интегрированные национальные планы по энергетике и климату (НПЭК). В своих НПЭК правительства должны определить три основные национальные цели до 2030 года: увеличение доли возобновляемых источников энергии в общем энергоснабжении, объем экономии энергии благодаря повышению энергоэффективности, объем сокращения выбросов парниковых газов относительно базового уровня, за который берутся показатели 2018 года.

"В Украине сокращению выбросов и "зеленой" модернизации экономики мешают коррупция и монополизм, — уверен Олег Савицкий. — В пример можно привести ситуацию с национальным планом сокращения выбросов от больших сжигающих установок для Украины, который имеет международный правовой статус, поскольку утвержден решением совета министров Энергетического сообщества. Этот документ принят еще в 2017 году, но на сегодня он не выполняется, а Министерство энергетики даже хочет отложить на десять лет срок экологической модернизации тепловой энергетики, которая является одним из крупнейших источников выбросов, — перенести их с 2028 на 2038 год".

По мнению эксперта, представленный Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов проект НВО-2 соответствует экономической стратегии, ведь он предусматривает инвестиции в модернизацию инфраструктуры и ключевых отраслей экономики. Со стороны же Министерства энергетики действий, нацеленных на сокращение выбросов, не видно, даже, наоборот, некоторые представители ведомства настаивают на пересмотре сроков выполнения европейских директив для ТЭС и ТЭЦ и саботируют разработку интегрированного национального плана по климату и энергетике до 2030 года.

Позади Европы

Олег Савицкий подчеркивает, что Украина значительно отстает от Европы по темпам внедрения "зеленой" энергетики.

"Если говорить об электроэнергетике, то острыми проблемами являются огромные субсидии в непрозрачную угольную отрасль, на что неоднократно указывал секретариат Энергетического сообщества. Также среди проблем — невыполнение наших обязательств в сфере компетентного и независимого регулирования топливно-энергетических рынков, неэффективное управление государственными компаниями и даже прямое разворовывание их активов, — говорит эксперт. — Доверие инвесторов в возобновляемые источники энергии подорвано из-за искусственно созданного кризиса на рынке электроэнергии".

Савицкий отмечает, что сегодня на рынке создана благоприятная среда для коррупции и выведения средств из государственных компаний. В таких условиях возобновляемая энергетика просто не в состоянии быстро, честно и конкурентно развиваться. Это может дорого обойтись и рядовым потребителям, и бизнесу уже в ближайшем будущем, когда придется искать деньги на выведение из эксплуатации атомных электростанций и замену изношенных до предела ТЭС и ТЭЦ.