"Вирус Макрона": Почему Европа становится жестче к России, чем США — как "зажигает" Кэмерон в Киеве
Под занавес текущей недели Украину с неанонсированным визитом посетил глава МИД Великобритании Дэвид Кэмерон. Экс-премьер заявил о том, что Киев имеет полное право бить оружием британского производства по российской территории. Почему позиция Соединенного Королевства явно диссонирует в этом вопросе с осторожной тактикой Соединенных Штатов, разбирался Фокус.
В пятницу, 3 мая, в Офисе президента рассказали детали встречи Владимира Зеленского с главой МИД Британии Дэвидом Кэмероном, который накануне посетил Киев с необъявленным визитом.
В пресс-службе ОПУ отметили, что глава государства поблагодарил правительство Великобритании за крупнейший пакет оборонной поддержки объемом полмиллиарда фунтов стерлингов, о котором объявили на прошлой неделе.
"Предоставление этого пакета, вместе со сверхважным решением США о помощи, имеет большое значение для нас в этот ключевой момент", — сказал президент.
Президент проинформировал Кэмерона о ситуации на фронте и подчеркнул: важно, чтобы вооружение, предусмотренное пакетом поддержки, поступило как можно скорее. Прежде всего бронетехника, боеприпасы и ракеты разных типов.
Весьма показательно, что о визите Кэмерона в Киев впервые стало известно из сообщения Reuters, которое взяло интервью у дипломата, во время которого он заявил, что что Британия будет выделять Украине три миллиарда фунтов стерлингов ежегодной военной помощи, и это будет происходить "столько, сколько потребуется".
Кроме этого Дэвид Кэмерон отметил, что Украина имеет право использовать предоставленное Лондоном оружие для нанесения ударов по целям на территории Российской Федерации.
"Украина имеет такое право. Так же как Россия наносит удары внутри Украины, вы можете вполне понять, почему Украина испытывает потребность убедиться, что она защищает себя", — подчеркнул Кэмерон.
Следует заметить, что это первое публичное признание права Украины использовать британское оружие для ударов вглубь России со стороны высокопоставленного чиновника Соединенного Королевства.
"Лондон видит и понимает все угрозы для безопасности Европы со стороны РФ и в отличие от Соединенных Штатов, которые выбрали осторожную линию, действует "адекватно, нормально и так, как должны действовать все наши союзники", — отмечает в комментарии Фокусу политолог Александр Палий.
Сигналы, вроде того, который послал господин Кэмерон, по убеждению эксперта, очень важны и выгодны нам, потому что наглядно демонстрируют всему миру, что Россию бояться не следует, и что Украина имеет полное право на самооборону, которая включает в том числе удары по территории врага.
"В Кремле после таких заявлений будут угрожать миру, плюясь злобой, но это уже на Западе никого не удивит, потому что произошла инфляция российских угроз и проклятий", — резюмирует Александр Палий.
Между тем другие эксперты, с которыми пообщался Фокус, усматривают в громком заявлении главы британского МИДа и явные маячки Запада, и определенный скрытый смысл.
Европа становится решительнее США
"Вне всякого сомнения, заявление Кэмерона, подчеркну — не просто министра иностранных дел Великобритании, но и бывшего премьера, человека очень известного и уважаемого в западном мире, чрезвычайно важно. Это заявление, кроме всего прочего, продемонстрировало, что есть определенные разногласия и внутренняя дискуссия среди наших западных союзников", — подчеркивает в разговоре с Фокусом политолог Владимир Фесенко.
Подчеркнув, что когда Запад рисует какие-то красные линии сам для себя, Россия все прекрасно видит и считает это его слабостью, эксперт добавил следующее: "Эти красные линии нужно уже в конце концов отменять, поскольку они ограничивают помощь Украине со стороны Запада. И Кэмерон в этой ситуации придерживается примерно такой же логики как и Макрон, только уже в другом вопросе — вопросе ударов по российской территории".
"Поэтому я думаю, что это очень важное заявление, которое свидетельствует о том, что позиция Байдена не является универсальной и не отражает позицию всех наших международных партнеров. Кстати, когда возникла задержка с американской помощью, именно европейцы — Германия, Нидерланды и та же Великобритания частично закрыли эту дыру, предоставив дополнительные пакеты помощи. То есть, Европа, особенно за последние полгода в некоторых вопросах действовала более решительно, чем Вашингтон и позиция озвученная господином Кэмероном — очередное тому подтверждение", — заключает Владимир Фесенко.
Ограничения для Украины создают много рисков
Отметив, что своими громкими заявлениями президент Франции Эммануэль Макрон запустил в западный политикум определенный вирус, политолог Петр Олещук в разговоре с Фокусом отмечает следующее: "Теперь уже Великобритания, подхватив "вирус Макрона", пытается всячески демонстрировать лидерство в вопросе поддержки Украины. Это, кстати, имеет не только политическое или дипломатическое, но и вполне практическое значение, поскольку дальнобойные ракеты Storm Shаdow как раз таки британского производства. Таким образом это открывает для Украины определенные дополнительные возможности".
По убеждению политолога, позиция Лондона, которую озвучил Дэвид Кэмерон, обусловлена несколькими причинами. Во-первых, тем, что СБУ в последнее время успешно отодвигает нарисованные Западом красные линии, уничтожая стратегические объекты в РФ, часть из которых относится к ядерной инфраструктуре России.
"Во-вторых, имеет вес тот дискурс, который начал Макрон, то есть, создание ситуации постоянного напряжения для россиян. Ну, и в-третьих свою роль имеет фактор понимания того, что путем каких-то ограничений Украина не сможет победить Россию, которая себя не ограничивает в этой войне ни в чем, параллельно наращивая свои ресурсы. Последний визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай оказался неоднозначным с точки зрения результатов и, скорее всего, мы можем говорить, что Пекин будет и в дальнейшем материально-технически поддерживать РФ. В таких условиях дальнейшие ограничения для Украины создают слишком много рисков", — отмечает эксперт.
Подчеркнув, что Великобритания уже очень серьезно вложилась в имиджевом, политическом и ресурсном плане в поддержку Украины, эксперт констатировал: "Поэтому с тем, чтобы эта поддержка, скажем так, не оказалась напрасной, Лондон расширяет ее границы, давая публичное "добро" на удары по российской территории. Повлияет ли это как-то на других союзников пока сказать трудно, поскольку имеют, к сожалению, место очень серьезные разногласия. Если, например, Великобритания сейчас говорит: "Бейте из всего, что есть и куда угодно", то Соединенные Штаты, предоставляя ATACMS, предостерегают не использовать их за пределами Украины, а Германия все еще никак не дойдет до передачи нам своих Taurus".
Таким образом, эксперты считают, что заявление Дэвида Кэмерона в любом случае идет на пользу Украине, в частности, побуждая других союзников быть более решительными и не оглядываться на Россию с ее ядерными угрозами.
Наряду с тем следует констатировать, что в плане решительности официальный Лондон пока проигрывает президенту Франции. Например, тот же Дэвид Кэмерон в недавнем интервью Sueddeutsche Zeitung выступил против отправки западных войск в Украину даже для проведения тренировочных миссий.
По мнению главы британской дипломатии, размещение иностранной миссии в Украине создаст очевидные мишени для Путина, "поэтому этого нужно всячески избегать".