Премьер-министр Армении Никол Пашинян пообещал, что республика выйдет из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), где по сути руководит Россия. Что будет означать этот шаг в контексте российско-украинской войны, выяснял Фокус.
В среду, 12 июня во время выступления в парламенте Армении у Никола Пашиняна возник спор с оппозицией, в результате которого выяснилось, что руководство страны допускает возможность окончательного выхода из ОДКБ.
В частности, один из оппозиционных депутатов спросил у премьера, почему власти страны выражают недовольство организацией, но не покидают ее.
"Выйдем. Мы решим, когда выйти. А что вы думаете? Какой следующий шаг? Вы считаете, что вернемся назад? Нет, другого пути нет. Не беспокойтесь, назад не вернемся", — заявил господин Пашинян, назвав при этом ОДКБ "мыльным союзническим пузырем, члены которого вместо выполнения договорных обязательств планировали вместе с Азербайджаном войну против Армении".
Теперь, как отметил господин Пашинян, республика движется к тому, чтобы стать "суверенной, безопасной, мирной страной с демаркированными границами".
По словам главы армянского правительства, он готов в течение месяца подписать с Баку мирное соглашение — осталось согласовать лишь некоторые детали.
Сработал "детонатор" Карабаха
Напомним, начало напряженности в отношениях Армении с ОДКБ положила война с Азербайджаном за Нагорный Карабах осенью 2020 года. Тогда Ереван намекал, что не отказался бы от помощи ОДКБ, но в организации отказали. После завершения той войны на недемаркированной армяно-азербайджанской границе систематически происходили обострения. Ереван продолжал обращаться в ОДКБ, но не получал помощи в желаемом формате. Параллельно армянская сторона выражала недовольство российскими миротворцами, размещенными в Карабахе, который находился в многомесячной блокаде.
Ситуация разразилась в сентябре 2023 года, когда в Баку решились на силовую операцию по установлению полного контроля над регионом. Для реализации задачи Азербайджану хватило одного дня: самопровозглашенная Нагорно-Карабахская республика окончательно перестала существовать, а в Армению потянулись десятки тысяч беженцев. Господин Пашинян тогда обвинил Москву в том, что ее миротворцы не защитили мирное армянское население Карабаха.
В апреле 2024 года РФ начала вывод своих миротворцев из региона, а 12 июня — именно в день громкого заявления Никола Пашиняна о неизбежном выходе из ОДКБ — Минобороны Азербайджана отчиталось о полном выходе российских военных со своей территории.
Следует заметить, что еще в феврале 2024-го премьер Армении резко повысил ставки, заявив о "замораживании" членства республики в ОДКБ, а в начале мая власти страны отказались участвовать в финансировании организации. В МИД РФ тогда отметили, что бюджет военного блока придется скорректировать, но напомнили Еревану, что у него остаются финансовые обязательства перед ОДКБ "независимо от желания одной из сторон приостановить или даже прекратить свое членство".
Весьма примечательно, что слова Пашиняна, вырвавшиеся во время спора с оппозицией, прозвучали на следующий день после объявления о повышении отношений Армении и США до уровня стратегического партнерства.
В частности, такая договоренность, как сообщает армянское информационное агентство News.am, была достигнута 11 июня во время визита в страну заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймса О'Брайена и его переговоров с главой армянского МИД Араратом Мирзояном.
Отмечается, что "повышение отношений до уровня стратегического партнерства позволило Армении рассчитывать на Соединенные Штаты в вопросах укрепления обороноспособности страны".
Кроме этого, Армения и США подписали соглашение о сотрудничестве таможенных органов, которое стало продолжением переговоров, состоявшихся 5 апреля в Брюсселе между председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, госсекретарем США Энтони Блинкеном и премьером Армении Николом Пашиняном.
На брюссельской встрече ЕС пообещал предоставить республике гранты на социально-экономическое развитие в размере €270 млн, а США инвестировать в сферы госуправления и экономики $65 млн.
Между тем в России к сближению Армении с Западом относятся крайне негативно. Так, глава МИД РФ Сергей Лавров, которого цитируют росСМИ, заявил, что западные страны "ухаживают за Ереваном и обещают помочь во всех бедах, лишь бы Армения порвала отношения с Россией и интеграционными структурами в регионе".
Эксперты, комментируя Фокусу дрейф Еревана в сторону Запада, отмечают, среди прочего, позитивы такого решения для Украины.
Путин теряет влияние на Кавказе
"Риторика армянских властей стала более жесткой после того, как азербайджанская армия сумела вернуть фактически под свой контроль Карабах и Россия никаким образом не помогла Еревану. Более того, в РФ было очень много высказываний, что так, мол, армянам и нужно, поскольку они предатели. В российских СМИ постоянно звучал тезис, что Пашинян стал премьером в результате "армянского Майдана" и это ему нельзя прощать", — отмечает в разговоре с Фокусом исполнительный директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Александр Леонов.
По убеждению эксперта, смена курса армянского правительства напрямую связана с потерей Карабаха, "потому что именно карабахский клан долгое время очень серьезно влиял на политику в Армении и обеспечивал прочную привязку к России".
"Армения достаточно жестко ориентировалась на РФ, при том, что у этой страны есть очень и очень мощные диаспоры в США и Франции. И за счет этих связей армяне могли бы обеспечить себе достаточно быстрое продвижение на Запад. Сейчас именно это, собственно, и происходит. Кстати, не только США, но и Франция тоже уже заявила о помощи Армении. Итак, фактически после потери Арменией Карабаха, потерял свое влияние карабахский клан, а у армян есть четкое впечатление, что Россия их предала. И на этом фоне Никол Пашинян имеет определенный карт-бланш, чтобы развернуть страну на Запад", — отмечает Александр Леонов.
Заметив, что заявление Пашиняна о выходе из ОДКБ является неслучайным, политолог добавил: "Поговаривают, что была, скажем так, очень огромная просьба от Кремля, чтобы все заявления о выходе из Организации договора о коллективной безопасности были сделаны армянскими властями после выборов президента в России, а не раньше. И это вполне понятно, ведь речь идет о достаточно серьезном геополитическом поражении Москвы. Более того, речь идет о фактической потере РФ влияния на Закавказье".
Россия, акцентирует эксперт, сейчас действительно теряет Армению "и к счастью для Армении у нее нет общей границы с РФ".
"Очевидно, сейчас встанет вопрос о российской базе в Гюмри, поскольку из фактора, который обеспечивает безопасность страны, она превращается в фактор опасности. Все это суммарно свидетельствует о том, что и в ОДКБ, и в СНГ, и на Кавказе сейчас происходят достаточно серьезные, я бы даже сказал, тектонические геополитические сдвиги", — заключает Александр Леонов.
Выход Армении из ОДКБ: что это означает для Украины
В свою очередь политолог Олег Постернак в разговоре с Фокусом делает следующий акцент: "В то время, когда Китай усилил свое влияние на Центральную Азию, например, прибрав к рукам стратегическое партнерство с Казахстаном, Россия потеряла свое влияние на Южном Кавказе. И больше всего это сейчас проявляется в обратном движении Армении от РФ".
Заметив, что Армения сейчас активно ищет новый уровень геополитического партнерства со странами Запада, эксперт констатировал следующее: "Альянс Турции и Азербайджана и неспособность России обеспечить интересы одного из членов ОДКБ — группировки, сформированной под эгидой РФ — объективно толкают Армению в сторону стратегических отношений с США и Европейским Союзом. И здесь очень заметно, что ЕС готов протянуть руку Армении, ускорив ее евроинтеграцию. В данном случае очень коррелируется ситуация с Грузией, которая наоборот теряет динамику отношений с Европейским Союзом из-за закона об иноагентах".
"Если Армения выйдет из ОДКБ, а такая вероятность существует в перспективе одного-двух лет, то, конечно же, там будут свернуты все российские военные базы, если это не будет предусмотрено какими-то отдельными соглашениями с РФ. Впрочем, думаю, что Пашинян не будет делать резких шагов и будет двигаться подальше от России постепенно, аккуратно и маневренно. Но, тем не менее, эти шаги постепенно будут уменьшать влияние России на Южном Кавказе", — подчеркивает Олег Постернак.
Отвечая на вопрос Фокуса о том, каким образом сближение Еревана с Западом отразится на украинско-армянских отношениях, политолог заметил следующее: "Во-первых, у нас сформированы достаточно неплохие отношения с Азербайджаном, который оказывает хоть и не военную, но гуманитарную помощь Украине. Во-вторых, мы имеем стратегические отношения с Турцией (зона свободной торговли, много проектов оборонного характера и т.д.). Поэтому, вопрос о том, готовы ли мы рисковать уровнем наших отношений с Анкарой и Баку ради Армении, которая длительное время занимала недружественную позицию по отношению к территориальному суверенитету Украины и ее стремлению его защитить от РФ, достаточно дискуссионный".
Наряду с тем, по прогнозу Олега Постернака, в украинско-армянских отношениях "будет наблюдаться потепление, но без существенных прорывов, поскольку Турция, которая находится в напряженных отношениях с Ереваном, для Украины гораздо важнее".
В общем, сближение Армении с Западом, резюмирует Олег Постернак, очень не нравится России, "которая, среди всех других рычагов, активно устраивает чужими руками различные акции протеста для давления на правительство Пашиняна".
Арест Путина — под вопросом
Кстати, недавно премьер Армении Никол Пашинян в интервью The Telegraph отказался сообщить, будет ли действовать тамошняя полиция по ордеру, если Владимир Путин приедет на территорию страны. Так он прокомментировал ситуацию с выполнением Римского статута Международного уголовного суда (МУС), нормы которого в Армении вступили в силу 1 февраля текущего года. "Относительно юридических тонкостей... Я не могу сейчас проводить юридический анализ, потому что это работа юристов", — отметил Пашинян. Российский МИД назвал эти слова армянского чиновника "недружественным шагом".