Оптимальный вариант - письменное обращение: зарегистрированное заявление обязывает учреждение предоставить вам ответ
Ульяна Супрун, возглавляющая МОЗ, написала на своей странице в Facebook пошаговую инструкцию когда и куда обращаться по поводу неправомерных решений или действий медработников.
"Каждый пациент имеет право обжаловать неправомерное решение и получить компенсацию, если его здоровью причинен вред. Ответчиком всегда является работодатель – учреждение здравоохранения или врач-ФЛП. Фиксация таких жалоб – очень полезный инструмент. Он помогает доказать, что в конкретной больнице действительно были случаи нарушения прав пациентов", – говорится в сообщении.
По словам Супрун, если вам исполнилось 18 лет, защищать свои права можно лично, через представителя или коллективно (если жалобу подает группа людей). Несовершеннолетние или недееспособные лица – через законных представителей.
Оптимальный вариант – письменное обращение: зарегистрированное заявление обязывает учреждение предоставить вам ответ. Поэтому если лично приносите заявление, попросите зарегистрировать его, а если отправляете по почте, то заказным письмом или с уведомлением о вручении. Если обращение направляется по электронной почте, то надо указывать адрес электронной почты, на которую должен прийти ответ - это требование закона Украины "Об обращениях граждан".
Что надо указать в заявлении:
- фамилия, имя, отчество полностью;
- место жительства;
- суть вопроса и четкая формулировка просьбы или требования; если вы хотите присутствовать при рассмотрении обращения, нужно это указать;
- подпись и дату;
Куда можно обратиться с жалобой:
- к главному врачу с письменным заявлением / жалобой и попросите ее зарегистрировать (в таком случае вам обязаны предоставить ответ);
- в департамент / управления здравоохранения вашего города или области с письменным заявлением / жалобой и попросите входящий номер (это поможет узнавать о ходе рассмотрения вашего вопросы);
- на горячую линию местных органов исполнительной власти;
- на горячую линию Правительства по телефону 1545.
Супрун подчеркнула, что любой гражданин вправе подать заявление о проведении клинико-экспертной комиссии в городских, районных, областных департаментах здравоохранения, а также КЭК МОЗ Украины. Такие комиссии контролируют качество оказания помощи и рассматривают все случаи, в которых может идти речь о ненадлежащей помощи пациенту – от случаев с расхождением диагнозов к летальным.
Кроме того, существует еще один способ защиты – обращение в Инспекцию по вопросам защиты прав потребителей. Независимо от уровня рассмотрения обращений это всегда бесплатно.
Если на одном из этапов не удалось решить ситуацию, пациент имеет право обратиться в суд. Можно также обратиться в Центры по предоставлению бесплатной правовой помощи.
В случае, если вы не согласны с решением, которое вы получили после своей жалобы – вы вправе подать жалобу в орган или должностному лицу высшего уровня. Например, если не удалось решить ситуацию на уровне главного врача – подать жалобу в местный департамент здравоохранения.
"Но не затягивайте – обращаться можно подать в течение месяца после того, как вас ознакомили с решением. Иначе ваш запрос могут отклонить (исключение – уважительная причина нарушения сроков)", – добавила Супрун.
Сколько времени могут рассматривать обращения:
- до 15 дней – обращения, не требующие дополнительного изучения;
- до 30 дней – обращения, требующие дополнительного изучения;
- до 45 дней – обращение, изучить обстоятельства которых невозможно в 30-дневный срок. В таком случае вам должны обязательно об этом сообщить.
Ранее Фокус выяснял:
- Почему скорая отказывается везти людей в больницу? Ведь по логике экипажу должно быть куда спокойнее отвезти больного в стационар, подписать бумаги и снять с себя ответственность за его дальнейшую судьбу.
- Почему Украина практически 25 лет топчется на одном месте, так и эдак пережевывая тему реформы первичного звена, пресловутой семейной медицины, профилактики и реорганизации системы скорой помощи, в то время как система помощи стационарной продолжает деградировать.