Разделы
Материалы

Время съедает самолеты: эксперты рассказали о большом износе авиации ВКС РФ

Дмитрий Лутович
Фото: Открытые источники | База утилизации и разбора авиатехники в России

Количество российских боевых машин, способных выполнять задачи на передовой, заметно сократилось, отмечают эксперты. Кроме того существует проблема взаимодействия между родами войск, так как российские системы ПВО сбивали свои же истребители.

В преддверии зимнего периода боевых действий в Украине российские воздушно-космические силы (ВКС) сталкиваются с проблемой снижения коэффициента готовности имеющегося парка боевых самолетов. Виной тому — большое количество потерь самолетов в сочетании с падением коэффициента готовности к выполнению задач из-за большого количества летных часов. О деградации ВКС РФ и износе большого числа российских боевых самолетов говорится в материале Breaking Defence.

Обозреватели пишут, что по оценкам Минобороны Великобритании с начала конфликта ВКС потеряли 90 боевых самолетов. В том числе значительное количество самых современных моделей самолетов "Су", заменить которые весьма проблематично.

Ситуация только усугубилась, когда недавно стало известно, что российские подразделения ПВО сбили два собственных истребителя Су-35С с интервалом в несколько дней. Первый самолет был сбит в конце сентября в районе украинского города Токмак, расположенного в 20 километрах за линией фронта. Второй Су-35 был потерян 6 октября в районе Мариуполя.

"Эти два инцидента свидетельствуют либо о серийном отказе системы "свой-чужой" (IFF) Су-35 производства ЦНИИ ЭИСУ, либо о неспособности ВКС России и ее подразделений ПВО эффективно обрабатывать сигналы, выдаваемые этой системой", — пояснили эксперты.

В этой связи один из специалистов НАТО рассказал о случаях, когда отказы российских авиационных систем предотвращали опасные столкновения в небе с самолетами альянса.

"Когда речь идет о российских ВКС, то иногда можно сказать только "слава Богу за некачественное техническое обслуживание", — иронично отметил он.

Износ авиации

Второй проблемой для ВКС РФ стала большое количество летных часов, в результате чего некоторые самолеты летают гораздо интенсивнее, чем предполагалось до начала полномасштабных боевых действий в Украине. Кроме того устойчивый темп увеличения налета часов создает повышенную потребность в обслуживании машин.

Например, современные российские самолеты рассчитаны на ресурс 3500-4500 летных часов, а некоторые и на 6000. В то время как советские самолеты были рассчитаны на 2-3,5 тыс. часов.

Это привело к тому, что количество ударных платформ, в частности, истребителей-бомбардировщиков Су-34, доступных для выполнения задач, заметно сократилось. Некоторые образцы, например МиГ-31, были модернизированы для продления срока службы, но большинство старых самолетов приближается к концу срока службы, когда остается всего 500-1000 часов.

"В первые месяцы войны на Украине ВКС совершали от 150 до 300 вылетов в день, в то время как в мирное время этот показатель составлял 60 вылетов. С тех пор этот показатель снизился до 100 вылетов в день, но это все равно почти вдвое больше, чем в мирное время", — говорится в материале.

Таким образом есть вероятность, что Россия израсходовала ресурс многих своих самолетов гораздо быстрее, чем планировалось в Минобороны.

Ранее сообщалось, что российские воздушные силы получили новую партию истребителей Су-57 и Су-35. Вице-премьер РФ Денис Мантуров заявил, что самолеты перед поставкой в войска прошли полный цикл заводских испытаний и были протестированы в различных режимах работы.