Благословенная Иверия. Поездка по святым местам Грузии
Православие в Грузии на шесть веков старше киевского, а древние храмы, старинные легенды и национальный колорит впечатлят даже опытного паломника
От Андрея Первозванного до равноапостольной Нины
Легенду о первых шагах христианства в Иверии (древнее названии Грузии) знает подавляющее большинство современных грузин. Она гласит, что апостолы бросили жребий, кому в какую сторону идти проповедовать Христа. Кавказ якобы "достался" Пресвятой Богородице, но Господь велел ей выбрать кого-либо из учеников и отправил их вместо себя. Выбор Девы Марии пал на Андрея Первозванного и Симона Кананита. Они и стали первыми проповедниками Слова Божия на иверийской земле. Однако легенда о жребии позволяет грузинам называть свою землю Кавказским Уделом Пресвятой Богородицы.
Из исторических источников известно, что Грузия приняла христианство в IV веке, в 326 году. И снова легенда: будущей просветительнице Иверии – Нине, жительнице Каппадокии (нынешняя территория Турции) во сне явилась Богородица, вручила ей крест из виноградной лозы и велела идти проповедовать на Кавказ. Этот крест, по форме немного напоминающий якорь, впоследствии стал символом христианской Грузии. С ним и пришла Нина в Иверию проповедовать, убедив царя Мириана принять Христову веру, которая вскоре распространилась по всей стране.
Многострадальный Сиони
Долгие годы Сионский собор Успения Пресвятой Богородицы, находящийся в историческом центре Тбилиси, был храмом №1 и резиденцией патриарха Грузинской православной церкви. После того как в начале 2000-х кафедра предстоятеля переехала в новый собор Цминда Самеба (Пресвятой Троицы), эта богатая своей историей церковь не утратила былой славы. Сиони (так сокращенно называют собор грузины) был заложен в VI веке, впоследствии пережил множество бед. Каждый раз, когда в Тбилиси заходили враги-иноверцы, Сиони подвергался огню и мечу, однажды, в конце XVII века, храм был разрушен землетрясением. Затем храм пострадал от нашествия персов в 1795 году, захватчики сожгли иконостас и уничтожили фрески.
Всякий раз Сиони восставал из пепла, и снова звенели его колокола. В начале XIX века росписью храма занялся русский художник Григорий Гагарин, стараясь создать храмовую роспись в грузинском стиле, однако далеко не все тбилисцы оценили его работу. Впрочем, понять ценность этих фресок сегодня способен любой посетитель Сиони. Но зайти в храм стоит прежде всего не за этим – здесь хранится тот самый крест из виноградной лозы, с которым много веков назад пришла равноапостольная Нина просвещать Иверию. Реликвия открыта для поклонения, и паломники считают своим долгом поклониться кресту святой Нины.
К животворящему столпу
Сколь коротким бы ни был ваш визит в Грузию, любой туроператор и просто прохожий посоветует вам посетить Мцхету – прежнюю столицу Грузии, где сохранились древние храмы, один из них – Светицховели (Животворящий Столп). Современный паломник увидит храм XI века, построенный зодчим Арсукидзе. Но история Светицховели уходит в древность, к началу христианства в Грузии.
Храм возник на могиле святой Сидонии и носил ее имя. Существует немало легенд о нем, но все сводятся к одному – хитону Христа, принесенному в этот храм, и дереву, выросшему на могиле и ставшему Животворящим Столпом. Есть, например, такое предание. Первый христианский государь Грузии Мириан решил воздвигнуть церковь над могилой Сидонии. Кедр, выросший на могиле святой, срубили, из него вырезали семь колонн, шесть из которых установили в церкви, а седьмая повисла в воздухе. Святая Нино Каппадокийская, просветительница Грузии, молилась всю ночь, и тогда столб без прикосновения руки людской встал на место. Этот столб мироточил, а миро излечивало больных. Так храм получил название Светицховели.
Сейчас Животворящий Столп находится почти в центре современного храма, над ним построена каменная сень, которая расписана фресками. Большинство сохранившихся фрагментов фресок иллюстрируют историю самого Столпа. В храме также можно увидеть фрески XVI–XVII, здесь похоронены грузинские цари.
Рядом с храмом Светицховели находится интересный артефакт – мост через Куру, построенный в эпоху Римской империи как "временный", но сохранившийся до наших дней.
Величавый Джвари
Тут же, в Мцхете, расположен еще один шедевр грузинского церковного зодчества – монастырь Джвари (Святого Креста). Посетить его стоит как минимум ради лермонтовских строк:
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод
От монастыря и сегодня открывается чарующий глаз простор: слияние двух рек и вид на Тбилиси. Сама обитель, построенная в VI веке, будто высечена из скалы, на вершине которой находится. Грузинские зодчие стремились к совершенству и гармонии, поэтому храм Джвари построен в четкой пропорции к самой горе 1:7. Небольшой по современным параметрам, он хранит в себе много тайн. Его история недостаточно изучена, зато сам он является наглядным памятником средневековой архитектуры, который занесен в список Международного фонда монументов. Древний монастырь требует немалых средств на восстановление, их собирают грузины и неравнодушные меценаты. Однако несмотря на перманентное состояние реставрации Джвари открыт для посетителей.
Следами Иоанна Зедазнийского
Еще одна жемчужина Мцхеты – монастырь Иоанна Зедазнийского. Его история яркая и трагичная, как и история всей Грузии. Житие святого гласит: уроженец Антиохи (территория современной Грузии) Иоанн подвизался в пустыне. Однажды во сне ему предстала Пресвятая Богородица, повелела выбрать 12 учеников и пойти в Грузию, дабы утвердить в вере основанную там церковь. С этими учениками и пришел на Иверийскую землю Иоанн в VI веке. Несмотря на то, что Грузия два столетия назад приняла христианство, языческие пережитки были весьма сильны. "Когда Иоанн с учениками пришел в Мцхету, преподобный учитель стал просить Господа, дабы Он указал место их постоянного пребывания. Духовному взору преподобного открылась гора Задени (Кухети), расположенная недалеко от Мцхеты, над которой, подобно черной густой туче, роились бесы. В древности здесь было капище языческого бога Задени, разрушенное св. Ниной, но позже злые духи вновь заполонили гору и умерщвляли всех прикасавшихся к горе, кроме идолопоклонников и магов. Преподобные отцы в сопровождении католикоса и народа вышли к разлившейся по весне реке Арагви. Иоанн Зедазнийский попросил преподобного Шио помолиться о безопасном пути на тот берег. Ученик осенил воду крестным знамением, взял жезл у Иоанна и ударил им по воде, повелев реке "остановиться в течении своем, пока перейдем на тот берег". Святые прошли по дну "немокрыми ногами" и взошли на гору. Очистив гору от злых духов, Иоанн Зедазнийский нашел у вершины небольшую пещеру, в которой устроил церковь. Монахи сделали шалаши из листьев и подвизались рядом, употребляя в пищу растущие на горе травы и коренья. Так был основан первый в Восточной Грузии монастырь Зедазени (от Зеда-Задени – Верхний Задени).
Сегодня в монастыре хранятся мощи Иоанна Зедазнийского, прославленного в лике грузинских святых. Сохранился до наших дней и храм-базилика XVI–XVII вв., у его стен находится целебный источник, к которому и сегодня приходят паломники.
Пещеры Вардзиа
70 км по меркам сравнительно небольшой Грузии – расстояние приличное. Но если вы приехали в Боржоми, стоит преодолеть этот путь, дабы попасть в пещерный монастырь Вардзиа. Он возник в ХІІ веке в годы правления царя Георгия ІІ и его дочери Тамары. Первоначально это была прежде всего крепость-подземелье, юго-западный форпост Грузии, защищавший от персидских набегов. В Вардзиа было немало тайных ходов, но после землетрясения многие из них были разрушены. Но монастырь остался. К XIV веку он был восстановлен и выглядит примерно таким, каким мы видим его сейчас. После многочисленных набегов и разграблений в Вардзиа уцелели фрески ХІІ века, на них, в частности, изображены Георгий ІІ и царица Тамара. О монашеской жизни тех времен можно черпать представления по уцелевшим кельям, подземным ходам, остаткам водопровода и оросительной системы. Главная святыня – храм Успения Богородицы расположен в центре монастыря. Церковные песнопения не раз смолкали после опустошительных набегов персов, в последний раз жизнь в монастыре прервали большевики, в 1938 году они закрыли обитель, которая возобновила существование только в 1990-м году.
Фото: Олег Петрасюк, Аннанури Казбеги, Викимедиа Украина