В Украине разворачивается оружейный скандал, который может испортить репутацию Президента

В политическом противостоянии в дело пошло оружие: у Ющенко и Тимошенко выясняют, кто главный оружейный барон. На кону – не только репутация, но и международная поддержка на президентских выборах

Related video

"Пока существует человечество, оно будет воевать, и кто-то должен будет продавать ему оружие", – говаривал герой Николаса Кейджа из голливудского блокбастера "Оружейный барон". Любопытно, что персонаж этот был родом из Одессы, а его прототипом стал, как утверждали критики, один из реально действующих в СНГ воротил рынка смерти. Американцы признали за нами немалый опыт в этой сфере. И хотя Украина – вполне легальный игрок на мировом оружейном рынке, нет-нет да и вспыхивают такие скандалы с контрабандой оружия, что вдохновили бы на создание не одного блокбастера.

Только за последние два месяца их случилось как минимум два. И настолько удачно они пришлись на обострение отношений премьера с президентом, что последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Первый из них возник с подачи России: еще в августе, во время российско-грузинского конфликта, с ее стороны прозвучали обвинения, что оружие грузинам продавала Украина, причем нелегально.

Созданная в парламенте временная следственная комиссия во главе с регионалом Валерием Коновалюком быстро накопала оружейный компромат и теперь выдает его СМИ частями, обещая обнародовать полную версию через неделю. Но и того, что выдается порционно, достаточно для скандала: главное из обвинений – президент якобы принуждал "Укрспецэкспорт" (компанию, официально уполномоченную торговать украинским оружием с зарубежьем) сбывать вооружение по бросовым ценам (танки, по этим данным, шли всего за четверть цены – по $40 тыс. за штуку). Противоракетные зенитные комплексы "Бук-М1" продавались также в ущерб украинской армии, у которой после сделки возникли бреши в обороне. "Естественно, встает вопрос об ответственности должностных лиц", – многозначительно резюмирует Валерий Коновалюк.

Но эти откровения рядового регионала оказались прелюдией к скандалу покрупнее, где в бой вступила уже тяжелая политическая артиллерия в виде Юлии Тимошенко. Тут старт скандалу дали американцы: почти сразу же после захвата сомалийскими пиратами судна "Фаина" с украинскими танками Т-72 и прочим вооружением на борту они предположили, что опасный груз перевозился вовсе не в Кению, как заявляли украинские власти, а в Судан, где идет гражданская война и куда запрещена продажа оружия. Украинская сторона это опровергла.

Но после ближайшего же заседания Кабмина подала голос премьер-министр. По ее словам, незаконная торговля оружием все же имеет место в Украине и находится под непосредственным контролем президента и Совета национальной безопасности и обороны. "Правительство практически отстранено от этой деятельности, – заверила Тимошенко. – И если надо прекращать незаконную торговлю оружием, то следует вывести ее из подчинения президенту".

"Наши предшественники пытались подчинить "Укрспецэкспорт" Кабмину, но президент остановил это постановление. Надеюсь, что трагические события на "Фаине" заставят его отменить свое решение", – дополнил заявление шефа Александр Турчинов.

Спецэкспортный вариант
"Не думаю, что премьер-министр не знает о том, что все списки военной техники для реализации на внешних рынках проходят согласование в Кабинете министров", – ответил премьер-министру глава "Украспецэкспорта" Сергей Бондарчук буквально через день после скандального заявления Тимошенко. В том же духе накануне высказалась и Секретарь СНБО Раиса Богатырева. Она заявила, что если контрабанда и была, то вина должна лежать на правительстве. Так, общими усилиями президентская команда перевела стрелки на Кабмин, намекнув, что правительство Тимошенко несет за возможные "левые" поставки (которые "Укрспецэкспорт" отвергает) такую же ответственность, как и президент.

Вообще, "Укрспецэкспорт" – организация закрытая, в обычное время общаться с ней прессе приходится в формате официальных запросов, вследствие чего узнать удается немного. Но раздутый премьером скандал сделал свое дело: главный продавец оружия в стране выдал прессе несколько интересных цифр.
По словам Сергея Бондарчука, за 2007 год Украина официально выручила за оружие $700 млн. и побила рекорды предыдущих лет. Так что теперь она на 6-м месте среди мировых экспортеров вооружения.

"6-е место – это смотря по каким критериям считать", – уточняет директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский. В мире, говорит он, официальный оружейный оборот пытается подсчитать множество правительственных и неправительственных организаций, и результаты получаются разные. Например, украинские данные существенно расходятся с цифрами Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI): за прошлый год шведы насчитали Украине всего $109 млн. оружейного заработка, а украинские эксперты из Центра исследований армии, конверсии и разоружения предполагают, что только официальные доходы страны составляют $1млрд. По данным того же центра, Украина продает оружие не менее чем в 80 стран мира.

Однако какой бы огромной или маленькой ни была реальная цифра отечественных военных поставок, многие эксперты отмечают, что украинских рынок оружия вынужден постепенно уходить в тень. Дело в том, что большая часть вооружения, которое продает Украина, осталась еще с советских времен, и рано или поздно оно закончится. А собственного современного оружия у нас немного: колесные бронетранспортеры отечественной разработки БТР-3, управляемые ракеты класса "воздух – воздух", артиллерийские противотанковые управляемые ракеты "Комбат", системы ПВО типа "Кольчуга".

Николай Сунгуровский считает, что основной украинский арсенал можно спокойно отнести к прошлому поколению. Передовым странам наша техника вчерашнего дня не нужна. Как следствие – контингент наших покупателей часто оказывается непереборчивым и с сомнительной репутацией. В том же SIPRI уже успели отметить, что украинские поставки стрелкового оружия вызывают обеспокоенность. Эксперт организации по украинскому экспорту стрелкового оружия Пол Хотольм недавно заявил: "В последние годы Украина поставила существенное количество стрелкового оружия в страны с замороженными и действующими конфликтами или в государства, которые вызывают озабоченность с точки зрения конечного пункта назначения этих поставок".

Политики под прицелом
"На самом деле в вопросах торговли оружием ответственность поделена: политическая составляющая (кому продавать) – за президентом, а техническая (сколько и чего) – за правительством", – объясняет Фокусу Николай Сунгуровский.

Эксперт сомневается в намерении официальных структур продавать оружие "налево", в обход международных норм и правил. По крайней мере, главный официальный продавец – государственная компания "Укрспецэкспорт" в этом не заинтересована. "Слишком большие санкции и финансовые потери могут последовать за таким шагом, – говорит Сунгуровский.

И тем не менее выяснение отношений по поводу продажи оружия среди политиков, очевидно, продолжится.

Юлия Тимошенко уже пообещала обратиться в Конрольно-ревизионное управление с просьбой проверить законность продаж украинского оружия, а все имеющиеся у правительства данные передать в следственную комиссию ВР.

Коновалюк уже сейчас говорит, что по результатам работы комиссии могут появиться предпосылки для того, чтобы президенту был объявлен импичмент.

Любопытно, что за развитием украинских оружейных скандалов особенно пристально сейчас следят российские СМИ. Например, "Известия" сообщали, что "располагают уникальными документами, которые свидетельствуют: снабжение Украиной ВС Грузии оружием для ведения боевых действий против Южной Осетии и России осуществлялось с ведома и по поручению именно Виктора Ющенко". А публикация на сайте ежедневной деловой газеты РБК daily рассматривает даже изощренную версию сговора окружения Тимошенко с сомалийскими пиратами – с целью подвести Ющенко под обвинения в контрабанде. Подобную возможность не исключил в беседе с РБК daily директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. С вероятностью 95% эксперт считает, что пиратам дали преднамеренную наводку. "Можно предположить, откуда она прошла: в свое время правая рука Тимошенко – Александр Турчинов был руководителем СБУ, и у него там остались свои контакты и связи", – рассуждает г-н Минченко.

"Боже, какие страсти – пираты, шпионы! Да зачем Тимошенко такой изощренный сценарий, если сама жизнь на каждом шагу подбрасывает любые возможности для компромата", – смеется осведомленный собеседник Фокуса из Министерства обороны.

Он согласен только с одним: оружейные проблемы, если их правильно преподнесут заботливые недруги, запросто испортят международную репутацию любому политическому деятелю – будь то Ющенко или Тимошенко. И это чревато не только обязательными в таких случаях санкциями ООН. Фактически с подозреваемым в таком серьезном преступлении лидером дальше можно делать что угодно. К примеру, после случившегося в начале 2000-х скандала с нелегальными поставками украинских "Кольчуг" в Ирак (позже эту технику там так и не нашли) США получили от Кучмы официальное заявление о стремлении страны в НАТО. Теперь, говорит собеседник Фокуса, это может обернуться воздействием зарубежья на Виктора Ющенко или Юлию Тимошенко. Одним из элементов этой стратегии может стать законопроект о моратории на продажу оружия за границу. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Раде регионалами и коммунистами.

Разгорится ли "Кольчужный скандал–2", зависит еще и от результатов деятельности следственной комиссии ВР, которые она обещает вскоре обнародовать. "Вот тогда можно будет делать какие-то выводы", – говорит Фокусу экс-министр обороны Анатолий Гриценко.

Но в любом случае, в отличие от времен Кучмы, за границей сейчас могут лишь воспользоваться плодами наших оружейных скандалов – подпитываются же они изнутри страны.

Боевой торг
В 2007 году Украина продала более 14 разновидностей оружия, в том числе*:

Танков Т-72
151 шт.
Боевых и учебно-
боевых самолётов
53 шт.
Боевых
вертолётов
4 шт.
Управляемых
ракет классов "воздух – воздух"
и "воздух – поверхность"
195 шт.
Револьверов
и пистолетов
18 040 шт.
Автоматов
и пистолетов-пулемётов
34 764 шт.
Винтовок
и карабинов
111 658 шт.
Пулемётов
111 658 шт.