Дорогая энергия. Будет ли в Украине дорожать электроэнергия

Фото: energynews.com.ua
Фото: energynews.com.ua

Как повышаются тарифы на электроэнергию для украинцев и ждать ли следующих повышений в будущем

Related video

1 марта Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, подняла тарифы на электроэнергию для населения на 26–30%. Это должно быть последним — пятым повышением тарифов. У Минэнерго, тем не менее, есть проблема — не принят закон, регулирующий рынок электроэнергии, а действующий правовой акт не работает. После принятия нового закона украинцев может ждать очередное повышение, но его перспективы остаются весьма призрачными, как и вся реформа энергетического рынка.

Последнее повышение

Еще в феврале 2015 года Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, утвердила двухлетний график повышения тарифов на электроэнергию для населения. 1 марта планы Нацкомиссии свершились. НКРЭКУ убрала средний тариф, предусматривающий следующее распределение цен: до 100 кВт, от 100 до 600, свыше 600 кВт. Теперь же будет только два тарифа: до 100 кВт/ч в месяц — 90 коп., более 100 кВт/ч в месяц — 1,68 грн.

Есть несколько категорий, которые получат особое ценообразование. Например, тариф для многодетных семей, семей с приемными детьми, детских домов и общежитий не зависит от объема потребляемой электроэнергии и составляет 90 коп. за кВт/ч. Для религиозных организаций, детских центров "Артек" и "Молодая гвардия", а также городского электрического транспорта ситуация обратная — они будут платить 1,68 грн за кВт/ч.

Если бы реформа рынка электроэнергии проходила по плану, то тарифы бы повышались, и потребители получали обещанную "защиту их прав"

В повышении тарифов и состоит одна из наиболее болезненных сторон реформы — уравнивание цены на электроэнергию для обычных потребителей с той, которую платят предприятия. Ранее низкий тариф для населения обеспечивался промышленностью. Для тех же, кто не в состоянии оплачивать услуги электроэнергии по коммерческому тарифу, предусмотрены льготы.

"Реальная себестоимость доставки бытовому потребителю выше, чем для крупного потребителя, поэтому решение о поднятии тарифов идеологически правильное. Другое дело, что за это время регулятор принял решение с формулой "Роттердам+", а также не произошло уменьшение перекрестного субсидирования", — объясняет член стратегического совета Киевского института энергетических исследований Светлана Голикова.

Зависшая реформа

Если бы реформа рынка электроэнергии проходила по плану, то тарифы бы повышались, и потребители получали обещанную "защиту их прав", возможность самостоятельно выбирать поставщиков, а последние бы честно конкурировали между собой. Несколько лет назад самые оптимистичные прогнозы Министерства энергетики предсказывали осуществление всего этого к 1 июля 2017 года. Впрочем, уже тогда, в мае 2015-го, в Минэнерго признавались, что сроки не очень реалистичные. Что-то по дороге к реформе действительно пошло не так, и законопроект о регулировании рынка электроэнергии, разработанный еще Кабмином бывшего премьера Арсения Яценюка, до сих рассматривается Верховной Радой.

Промедления в реформе и невыполнение закона о реформировании рынка электроэнергии объясняли несоответствием последнего духу Третьего энергетического пакета ЕС, к которому присоединилась Украина. Вместо того чтобы реализовывать действующий закон или внести в него правки, которые устранили бы конфликт с европейским законодательством, началась работа над новым законопроектом №4493. Его готовили в правительстве Яценюка при поддержке Евросоюза и Энергосообщества. С марта 2015-го начались долгие путешествия законопроекта по кабинетам Верховной Рады. Больше всего его принятию сопротивлялись фракция "Батькивщины" и Радикальная партия, лидер которой накануне голосования за закон в первом чтении запутался в содержании законопроекта и выступал на другую тему — о регуляторе рынка энергетики НКРЭКУ.

Если новый законопроект №4493 все-таки примут, рынок электроэнергии ждут серьезные изменения

По пути ко второму чтению законопроект оброс сотнями поправок, а его рассмотрение на втором чтении в Верховной Раде перенесли с 8 февраля 2017 года на неопределенное время. "В связи с невыполнением действующего закона (№663. — Фокус) энергосистема Украина столкнулась с большими вопросами, которые грозят финансовыми проблемами для энергетического сектора. Поэтому принять закон необходимо", — объясняет Светлана Голикова. Финансовые проблемы, о которых она говорит, — отсутствие залогов под банковские кредиты для энергетических компаний и, как результат, отказ банков их кредитовать. Ситуация изменится, если будет принят новый закон. "Для этого нужна политическая воля", — говорит эксперт.

Новый закон и новые тарифы

Если новый законопроект №4493 все-таки примут, а еще лучше — он будет работать, в отличие от предыдущего закона, то рынок электроэнергии ждут серьезные изменения:

— потребители смогут прогнозировать свои расходы на электроэнергию, подписывая долгосрочные контракты;

— потребители смогут выбирать поставщика, который предложит им наиболее выгодный тариф;

— субсидирование ТЭЦ и возобновляемых источников энергии будет одинаково распределяться между всеми потребителями;

— НКРЭ не будет устанавливать тарифы для производителей электроэнергии. Вместо этого их будет регулировать рынок;

— производители электроэнергии смогут привлекать инвестиции и получать средства на модернизацию.

То есть это наконец позволит сравнивать потребление электроэнергии с контрактами мобильной связи или медицинской страховкой. Украинцы смогут выбирать поставщика электроэнергии, как выбирают оператора. То же самое и с тарифом — он будет соответствовать потребностям каждого конкретного домохозяйства.

Светлана Голикова считает, что даже после принятия нового закона цена на электроэнергию для потребителей не будет увеличиваться, тем не менее украинцам придется платить больше. "Тариф останется неизменным, но суммарно придется платить больше, когда будет рассчитана и введена плата за присоединение к электросетям", — говорит эксперт.