Овцы, люди, волки. Лучшие фильмы октября, не попавшие в украинский прокат

Кадр из фильма "Лето 84"
Кадр из фильма "Лето 84"

В главных фильмах октября, не попавших в украинский прокат, перед героями так или иначе ставится выбор, кем им быть в обществе — жертвами или хищниками. Одни делают выбор, другие выступают его свидетелями, а третьи просто убегают в лес

Related video

"Придержи тьму" / Hold the Dark

Режиссер: Джереми Солнье
В ролях: Джеффри Райт, Александр Скарсгаард, Райли Кио, Джулиан Блэк Антелоуп
США, хищный зимний триллер, 125 мин.

В небольшом селении на Аляске под названием Кеелут волки уносят ребенка. Его мать пишет известному натуралисту и специалисту по поведению волков Расселу Коулу с просьбой, чтобы тот выследил и убил хищника, отнявшего у нее сына. Тот приезжает, хотя у женщины на это не было особенных надежд. Мотивацию Коула мы узнаем чуть позже, а пока он отправляется в лес. Рассел вернется в тот же день, встретив стаю волков, но никого не убив. Зато в селении его ждет сюрприз, полностью перевернувший представления натуралиста о том, что здесь на самом деле происходит.

Этот фильм Джереми Солнье был одним из самых ожидаемых нынешней осенью. Режиссер, несмотря на относительную молодость, уже сделал себе имя в американском кино. Это мастер хирургически безжалостных, холодных и часто жестоких фильмов, которые всегда исследовали одну и ту же тему — высвобождения в человеке зверя. То ли это история про семейную вендетту, зашедшую слишком далеко в "Катастрофе", то ли история, как панк-группа на концерте в клубе скинхедов стала свидетелями того, что не должна была видеть. "Придержи тьму", наверное, эталонный и самый радикальный фильм Солнье. Весьма жесткое, мрачное и не отворачивающее камеру при виде крови кино, но главное — практически уже не ищущее извинений и не предлагающее объяснений той странной и дикой истории, которую мы наблюдаем.

"Лето 84" / Summer of 84

Режиссеры: Франсуа Симар, Анук Уиссел, Йоанн-Карл Висселль
В ролях: Грэм Верчер, Джуда Льюис, Рич Соммер, Калеб Эмери
США — Канада, подростки против серийного убийцы, 105 мин.

Ипсвич, штат Орегон, лето 1984 года, каникулы. В округе мыса Мэй, где множество маленьких городков, орудует серийный "убийца с мыса Мэй", как он окрестил себя сам в письме в местную газету. Главный герой, 15-летний Дэйви, за прошлые годы достал своих друзей самыми разными идеями и насчет инопланетян, и насчет правительственных заговоров. Поэтому его версии, что маньяк — его сосед, никто не удивился, но и не поверил. Трудно представить, что образцовый полицейский, нескладный и добрый Мэки — тот самый убийца. Но наш герой находит способ убедить друзей. Так что теперь группа из четырех подростков следит за Мэки и пытается собрать доказательства того, что он и есть маньяк. В то же время они попадают в особую группу риска, так как преступник убивает мальчиков 12–16 лет.

Это детектив с подростками-героями, посвященный одной из центральных для 1980-х тем: мы никогда не знаем, что происходит внутри домиков американских пригородов с аккуратно подстриженными лужайками и улыбчивыми хозяевами, моющими машины у въезда в гараж. "Лето 84" разыграно почти всерьез. Картина не устает напоминать о теплоте той эпохи, но счет своим героям выставляет без всяких скидок.

"Не оставляй следов" / Leave no Trace

Режиссер: Дебра Граник
В ролях: Томазин МакКензи, Бен Фостер, Дана Миликэн, Дерек Джон Дрешер
США, драма о побеге от общества, 109 мин.

"Не оставляй следов" — так называются популярные американские принципы поведения туристов, которые направлены на уменьшение влияния людей на природу. В фильме Дебры Граник эти принципы перемещены в социальную плоскость, хотя его герои тоже живут на природе, в портлендском парке. По факту они бездомные, но жизнь Уилла и его 13-летней дочери по имени Том — осознанное избегание социальных связей, институтов и общества как такового. Однажды Том случайно привлекает к себе внимание, и вскоре в парке появляются полицейские с собаками и социальные работники. Нашим героям дают дом и занятие, но Уилл явно не хочет быть частью общества. Следовательно, это только начало их путешествия, в ходе которого в нераздельном тандеме отца и дочери вызреет неизбежный конфликт их взглядов на мир.

Дебра Граник — очень редкий в наше время мастер лаконичного и на первый взгляд простого кино, в котором перфекционизм автора бросается в глаза далеко не сразу. В ее фильмах отсечено все лишнее. Этот долгий и кропотливый процесс объясняет, почему за 18 лет у Дебры вышло всего три картины. "Не оставляй следов" сделан удивительным образом. В фильме почти нет ни драматических конфликтов, ни эмоционального напряжения, но когда дело доходит до финальной сцены, становится понятно, насколько весь он посвящен тому, чтобы показать, о чем его героям даже не надо говорить.

"Пылающий" / Burning

Режиссер: Ли Чхан Дон
В ролях: Ю А Ин, Стивен Юн, Джеон Джон Сео, Ким Су Кьюнг
Южная Корея, фильм-химера без ответов на вопросы, 148 мин.

Подрабатывающий курьером Чон Су случайно встречает бывшую одноклассницу Хей Ми. У них завязывается что-то вроде романа, который почти сразу прерывается ее отъездом в Африку — давней мечтой девушки. Возвращается Хей в компании Бена — богатого улыбчивого молодого человека, с которым познакомилась, проведя три дня в аэропорту Найроби, — "потому что мы были там единственные корейцы". Все трое проводят время вместе, и это неопределенное и несколько напряженное состояние главного героя прерывается двумя почти одновременными действиями: Бен признается, что у него есть хобби поджигать теплицы и он присмотрел одну недалеко от дома Чон Су, а затем пропадает Хей Ми.

Зыбкость и двойственность почти всего, что происходит в фильме Ли Чхан Дона, — это даже не свойство картины, а ее изначальная прошивка. Во всех значимых моментах "Пылающий" предлагает выбор зрителю и главному герою и может пойти по пути как романтической драмы, так и криминального триллера. Из небольшого рассказа Харуки Мураками "Сжечь сарай" знаменитый режиссер сделал ни то ни другое, хотя ожидающие от корейского кино неизменного появления колюще-режущих инструментов не будут разочарованы. "Пылающий" — больше об интерпретации событий, о том, как чувства, образ жизни, короче, все то, что составляет нашу мысленную и эмоциональную повседневность, подталкивает нас к одним истолкованиям, а не к другим.