Перекрестный секс. Что мы увидели в одной из лучших французских трагикомедий года "Двойные жизни"

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сто процентов французский фильм! В Украине стартовал прокат комедии "Двойные жизни". На премьере побывал и корреспондент Фокуса, который узнал, что смешного, а что трагичного есть в новом фильме с Жюльетт Бинош в главной роли

Есть мнение, что настоящий французский фильм нужно смотреть под бокал вина, причем непременно – красного полусладкого. Ну, а в том, что "Двойные жизни" Оливье Ассайяса - фильм стопроцентно французский, сомнения исчезают уже на второй минуте просмотра. Потому что начинается он с типичной парижской болтовни, когда каждый чуть слишком искренен и при этом – обязательно со своим смешным скелетом в шкафу. Так нигде, кроме как во Франции, не говорят.

Перед нами – две супружеские пары, опутанные узами неверности и непонимания. Собственно, из непонимания неверность и вырастает. Ален - глава авторитетного издательства. Леонар - депрессивный писатель, очередную книгу которого Ален отвергает. Жена Алена, Селена - актриса, звезда сериала, утомленная своей однообразной славой и жаждущая чего-то большего. Жена Леонара, Валери - помощница известного политика, погруженная в свои деловые гаджеты. Трое из них неверны друг другу, причем двое - друг с другом. Попробуйте сразу угадать, кто там с кем – вряд ли получится, хотя все связи весьма логичны.

Это один слой истории. Второй - это наступление цифровой эры в издательском бизнесе. И шире - деформация нашей жизни под воздействием современных технологий. Об этом в фильме говорят все и много. Нам показывают две семейные вечеринки, участники которых упоенно ныряют в эту тему и барахтаются в ней с видимым удовольствием. Сначала эта навязчивая тема раздражает, потом - уже нет. Прежде всего потому, что диалоги тщательно проработаны, искусно выстроены и иногда (не часто, впрочем) блещут искорками настоящего галльского юмора.

Самый смешной момент подстерегает нас в предфинальной сцене, когда компания с серьезным видом рассуждает, как бы уговорить великую актрису Жюльетт Бинош поучаствовать в работе над аудиокнигой Леонара. Сама Бинош, играющая Селену, участвует в этой сцене и говорит с серьезным видом, что может дать номер ее (Бинош) агента. Но, повторим, поводов для смеха сценарий вообще предполагает не очень много. А вот для улыбок – множество. Легкий, как взбитые сливки, фильм Ассайяса сделан с очень теплой, человечной интонацией – и, завершаясь, оставляет в груди невыразимо приятное ощущение.

Это немного удивительно, поскольку начинается действие на другой нотке – нервной, даже отчасти мизантропической. Почти наверняка так задумано специально. Создавая у нас не самое радужное настроение, режиссер постепенно, словно опытный психотерапевт, выводит аудиторию на свет и погружает в качественно другие эмоции, из которых следуют главные выводы фильма – совершенно не очевидные по первым сценам.

Пара слов о режиссере. Оливье Ассайяс известен давно – и как раз тем, что работает на грани легкого и непростого. Самый популярный его проект – наверное, прогремевший "Зильс Мария" пятилетней давности. Пресса осыпала его комплиментами, он получил шесть номинаций на "Сезар" (правда, выиграл всего в одной). Еще один нюанс: Ассайяс – в прошлом еще и кинокритик, то есть понимает, как сделать продукт, который как минимум не будут сильно ругать. Такими и получились "Двойные жизни". Мировой и даже французской сенсацией он не станет, но средняя оценка 82 из 100 возможных на сайте Metacritic просто так не образуется. Фильм принят благосклонно, с глубокими реверансами в сторону режиссерского мастерства, изящности сценария и точности актерских работ.

Здесь в первых рядах, конечно – звездные Гийом Кане и Жюльетт Бинош, без лишней скромности вынесенные на международный постер. При этом, образующие вторую пару Венсан Макен и Нора Хамзави тоже достойны множества добрых слов, и задвигание их в тень выглядит незаслуженным. Каждый из главного квартета демонстрирует естественную легкость, которой не бывает без отменного актерского фундамента. Но, конечно, малоизвестные Макен и Хамзави продвигать фильм в мире вряд ли помогли бы. Международные звезды Кане и Бинош – другое дело, их лицами и торгуют. А вот на французском постере – все четверо главных персонажей, в забавном рисованном формате и в различных эксцентричных позах. Что гораздо больше соответствует правде фильма.