Культпоход в регион. Как культурная децентрализация развивает малые города

Фото: Андрей Наконечный, Сергей  Туренко
Фото: Андрей Наконечный, Сергей Туренко

Еще недавно такое понятие, как "культурная децентрализация" было для украинского общества в диковинку. Сегодня же оно не просто на слуху, но вписано во всевозможные стратегии и планы развития

Related video

От центра — к периферии

Но что такое культурная децентрализация? Это элемент государственной стратегии, когда на места отдается больше полномочий и бюджетных средств для реализации проектов. Кроме того, запустился Украинский культурный фонд — первый в стране государственный институт, финансирующий культурные инициативы на грантовой основе, а также Украинский институт при МИД, ответственный за международную культурную дипломатию. Данные институции, несмотря на ряд юридических сложностей, получили солидные бюджеты.

Казалось бы, это должно привести к культурному ренессансу, в том числе в регионах. Но помимо бюджетов децентрализация принесла вызовы, оголив острую нехватку компетенций на местах — от знаний культурного менеджмента до промопроектов. Встал и стратегический вопрос: в каком формате и для чего должны функционировать культурные учреждения?

В последние годы в Украине наметился важный тренд: культурные менеджеры из столицы и крупных городов двинулись "возделывать регионы". Один из ключевых факторов, манящий их в регионы, — возможность в полной мере ощутить себя культуртрегерами и проявить креатив по максимуму.

Культурные инициативы в регионах выполняют ряд непрямых функций: развитие локальной сцены, брендинг городов и территорий, придание им нового лица с учетом их особенностей, повышение туристической привлекательности (прежде всего для внутренних туристов).

Фокус проанализировал несколько кейсов культурной децентрализации, чтобы понять, как это влияет на развитие городских брендов.

Мариуполь. Индустриальная ДНК

Мариуполь — классический индустриальный город в Донецкой области. Долгое время оставался "культурно неохваченным". Современного искусства там почти не было, а под культурными событиями подразу­мевались концерты в День города. Как же там появился собственный международный культурный фестиваль?

Не было бы счастья, да несчастье помогло. В 2017-м стало известно, что крупнейший украинский фестиваль ГОГОЛЬFEST состоялся в Киеве в последний раз. Одной из главных причин такого решения стала системная нехватка финансирования.

Fullscreen

Хоть на завод, хоть в шахту. Культурные менеджеры учитывают особенности городов и регионов. Например, в Мариуполе проекты связаны с индустриальной тематикой

Получив предложение провести ГОГОЛЬFEST в Мариуполе, его основатель Влад Троицкий решил рискнуть. По его словам, идея регионального фестиваля зрела давно, а главной причиной "похода в регионы" стала идея развития локальной культурной сцены. "Занявшись проектами культурной децентрализации, мы не открыли Америку. Этот подход успешно работает по всей Европе, — говорит Троицкий. — В Украине же культура всегда была на периферии внимания государства, поэтому у нас нет конкурентных государственных культурных проектов. Независимый же сектор куда более динамичен и креативен. Эти люди умеют качественно делать проекты и доносить их до аудитории".

В апреле этого года фестиваль Startup ГОГОЛЬFEST прошел в Мариуполе во второй раз. По словам Троицкого, работать с региональной публикой очень интересно: ощущается острый культурный голод, а зритель открыт к новым формам искусства.

Индустриальная ДНК Мариуполя находит отражение в ежегодной программе фестиваля: так, в этом году хитом стала перформанс-опера NERO, показанная в цехах местного судоремонтного завода.

Команда фестиваля пошла дальше в развитии культурной инфраструктуры Мариуполя, взявшись за преобразование местного отеля "Континенталь" в центр современного искусства, где будут и культурные проекты, и образовательные программы, и художественные резиденции.

Помимо Мариуполя проект ГОГОЛЬFEST Inoculation проходит в Виннице. На очереди — Днепр, Ужгород и Ровно; ведутся переговоры с Кривым Рогом и Тернополем. "Все наши региональные фестивали — это история о выращивании кадров и формировании горизонтальной культурной сетки на местах, — говорит Влад Троицкий. — Наша задача — не стать заезжим "варягом", а помочь развиться идеям местного актива. Поэтому мы делали ставку на мобилизацию локальных художников, культурных активистов, администрации и т. д. Все, что мы делаем в регионах, сразу же стараемся вписать во всеукраинский и международный контексты. Убежден, что лицо современной Украины, в которой мы хотели бы жить, можем сформировать только через культуру".

Славутич. Альтернативный взгляд на город

В сознании большинства украинцев Славутич связан с аварией на ЧАЭС и последующим отселением жителей Припяти. На культурном же уровне — никаких ассоциаций. В 2014-м культурные менеджеры и синефилы Надежда Парфан и Илья Гладштейн решили это изменить, организовав в Славутиче фестиваль кино и урбанистики "86". Среди главных целей фестиваля заявили культурную децентрализацию (на тот момент еще непопулярное понятие) и осмысление идентичности города через культуру.

По словам Надежды Парфан, при запуске фестиваля о культурной идентичности Славутича задумывался очень узкий круг исследователей и урбанистов. Жителей города этот вопрос не интересовал. "Мы пришли в Славутич и начали делать проекты культурной децентрализации до того, как это стало массовой практикой, — вспоминает Парфан. — Тогда никто даже не знал таких слов. Казалось, что делать международному культурному проекту в неизвестном маленьком городе — это странно, если не безумно". Однако за пять лет существования "86" завоевал репутацию камерного, но важного культурного фестиваля, превратив Славутич в заметную точку на культурной карте Украины: ежегодно в мае туда съезжались зрители со всей страны.

Fullscreen

Найти себя. Искать украинскую идентичность предлагают в Каневе, месте захоронения Тараса Шевченко

Одной из главных проблем проекта всегда был поиск финансирования: организаторы писали грантовые заявки, сотрудничали с местной администрацией и пр. А готовя фестиваль 2018 года, подались на конкурс проектов культурной децентрализации Минкульта "Малі міста — великі враження". Конкурс, проводимый Украинским центром культурных исследований (УЦКИ) министерства, оказался отличным примером того, как разумная идея по мере реализации превращается в нечто далекое от изначального замысла. Несмотря на то что он заявлен как конкурс проектов культурной децентрализации, финансирование и контроль обеспечивались министерством.

Организаторы фестиваля "86" называют сотрудничество с Минкультом непростым: сначала они несколько месяцев переписывали бюджет проекта под новые требования, а во время одной из рабочих встреч заместитель главы УЦКИ (на данный момент уже бывший) Евгений Ковальский, по словам Надежды Парфан, намекал команде фестиваля на взятку. "Нам предложили уменьшить смету на 30 тыс. грн, на которые планировалось оформить договор с неизвестным подрядчиком, чтобы "компенсировать услуги по администрированию проекта", — говорит Надежда Парфан. — На наш взгляд, за этим стояла попытка получить откат".

Несмотря на обращение команды "86" к главе УЦКИ Ирине Френкель, служебную проверку по этому факту начали лишь несколько месяцев спустя после ряда публикаций в СМИ. Сотрудничество с Минкультом менеджеры оценивают как "опыт бюрократического насилия и тотального отсутствия правил и процедур, к которым можно было бы апеллировать". Финансирование организаторы получили спустя несколько месяцев после фестиваля. А весной на сайте "86" появилось официальное сообщение, что в нынешнем году проекта не будет. Остается надеяться, что это временная пауза или каникулы, потерять подобный фестиваль было бы крайне обидно.

Традиционные национальные символы vs реальность

Пополнила ряды тех, кто устремил свой взор на регионы, и бывший директор "Мыстецького арсенала" галеристка Наталья Заболотная. В прошлом году в Каневе она основала форум Ukrainian Id. В начале июня проект, который организаторы называют "главной диалоговой платформой Восточной Европы", прошел во второй раз. Позиционировали его как украинский аналог мирового экономического форума в Давосе. Проект получился одновременно и экономическим, и гуманитарным, а его программа охватывала огромный круг тем, сформулированных глобально, но никак не касавшихся Канева.

"Канев — знаковый город для украинцев всего мира, — говорит президент форума Ukrainian Id Наталья Заболотная. — Но к этой фактически святыне не ведут нормальные дороги, туда не плывут корабли, там разобрано на металлолом железнодорожное полотно. 25–30 лет назад Шевченковский заповедник в Каневе ежемесячно посещали более 170 тыс. туристов, сейчас — от силы 30 тыс. в год. Поэтому Канев и вдохновил нас на создание события, которое, с одной стороны, было бы интересно для Украины и мира, а с другой — вернуло бы Канев на мировую культурную карту".

Fullscreen

Объединяющий фактор. Культурные фестивали в регионах привлекают как местную публику, так и туристов

С точки зрения культурного брендинга Канев — удачный выбор. Город в этом смысле, как чистый лист, его современный культурный облик не ассоциируется ни с чем. Казалось бы, это возможность проявить креативность. Однако акцент исключительно на символическом значении Канева свидетельствует о том, что формирование его современного образа пока не в приоритете у организаторов. При этом Наталья Заболотная уверяет, что команда форума уделяла максимум внимания общению с местным активом. "Нельзя, не прочувствовав локальный контекст, начать создавать подобный проект, — говорит менеджер. — Важно, чтобы в тебя поверили власть и люди. Я так сдружилась с каневскими юными спортсменами, студентами, писателями и местными активистами, что они стали частью команды. Найти ключ к громаде — вот что важно".

В будущем Заболотная планирует вернуть Каневу статус культурной туристической Мекки. Но, пожалуй, это станет возможно лишь при переосмыслении современной идентичности и особенностей города. Иначе любой форум рискует превратиться в вырванное из контекста событие, а "Давос в Каневе" не будет отличаться от "Давоса в Жашкове" или "Давоса в Збараже".

"Культпоход в регионы" — интереснейший культурный феномен, происходящий на наших глазах. Интересен он тем, что иллюстрирует актуальное положение дел в культуре сразу на многих уровнях, начиная с поиска новейшей украинской идентичности и заканчивая отсутствием системной культурной политики.