Режиссер "Мавки" Олег Маламуж: "Мы из трагедии сделали мультфильм со счастливым финалом"

мультфильм Мавка, Мавка лесная песня, Олег Маламуж, маламуж мавка, мавка премьера, мавка в кино, мавка 3d
Режиссер "Мавки" Олег Маламуж с главной звездой своего мультфильма

На экраны Украины вышел мультфильм-сказка "Мавка. Лесная песня" с рекордным для нашей страны бюджетом.

Полнометражный мультфильм "Мавка. Лесная песня" вышел 2 марта на экраны страны. Это уникальная картина со 190-миллионным бюджетом, которая нацелена, конечно, и на покорение зарубежной аудитории. В Украине невозможно окупить такой бюджет (не хватит экранов, к тому же из-за войны многие кинотеатры не работают), но мультфильмы 3D дешевыми не бывают.

Фокус побывал на предпремьерном показе и подробно разобрал мультфильм. А сейчас мы беседуем с режиссером проекта Олегом Маламужем о том, насколько было тяжело заканчивать такую сложную анимационную картину в военное время, как ее продвигать за границей, какие в ней появились новые спецэффекты, а так же смыслы и аналогии, связанные с российско-украинской войной.

Любопытно, что авторы мультфильма "Мавка" ушли от трагического финала первоисточника – драмы-феерии Леси Украинки — и сделали хеппи-энд.

Ваш полнометражный дебютный мультфильм "Украденная принцесса: Руслан и Людмила" (2017) – первым из отечественного кинематографа был в прокате в трех десятках стран, но не зашел, как вы говорили тогда, на дорогие и престижные рынки США и Франции.

"Принцесса" была продана более чем в 50 стран и стала первым украинским анимационным фильмом, права на кинотеатральний прокат которого были проданы в Индию и Китай. Во Франции была телепремьера. Это тоже отличный результат.

Украина сейчас в тренде, а Мавка – одно из олицетворений Украины. Это как-то может помочь вам в продвижении мультфильма за рубежом?

Бесспорно, Украина — в центре внимания, но не стоит рассчитывать только на этот фактор. "Мавка" и без того довольно сильный проект, высокого качества, с глубокой идеей, универсальной историей, актуальными смыслами, яркими и современными персонажами. Еще до начала российского вторжения "Мавку" заметили и пристально следили за ее производством не только в Украине, но и за рубежом: и зрительская, и профильная аудитории отмечали высокий уровень материалов. Конечно, мы можем привлечь новую аудиторию в связи с трендом на все украинское в мире, но только крутой продукт способен зацепить и удержать зрителя.

Судя по трейлеру, у вас есть отсыл к "Аватару": в ролике мы видим битву детей природы – на зубрах под предводительством Мавки, и детей технологий – бульдозера, посланного бизнес-вумен – Килиной.

Наша история немного о другом, но то, что возникают такие ассоциации — тоже интересно. А насчет продвижения, то в каждой стране свой дистрибьютор, который по-своему видит рекламную кампанию. Например, в Португалии "Принцессу" выпускали даже с другим названием – "Ромео и Беатрис". Что касается "Мавки", права на показ мультфильма проданы в более 80 стран. Это почти вся Европа, Латинская Америка, США и Канада, регион MENA (арабские страны), Австралия, Новая Зеландия, Корея), и это не предел.

Важно
Культурный фронт. Как поменялся эстрадный Олимп Украины за год войны

FILM.UA Distribution представляет проект практически на каждом кинорынке, продажи продолжаются. Мультфильм феноменален тем, что на большинство территорий проданы именно кинотеатральные права. "Мавка" заговорит на разных языках по всему миру. Дистрибьюторы в некоторых странах будут даже привлекать звезд, чтобы те перепели саундтреки. Все промоматериалы (трейлеры, постеры и прочее) будут также локализированы.

Но в США вы должны точно попасть в тренд, особенно, учитывая недавний приезд в Киев Джо Байдена?

Вообще о прокате в Америке мечтают все. Мы тоже надеемся на успех и любовь их аудитории, как бы сейчас ни было сложно что-либо прогнозировать.

Помню, над "Принцессой" вы работали, в том числе и со многими западными сценаристами и аниматорами, чтобы даже визуально герои мультфильма соответствовали мировым трендам.

Да, но "Мавка" в сравнении с "Принцессой" – это выход на новый уровень. Такого в национальной анимации еще не было. Да еще в условиях войны. Недавно общался с японскими журналистами, и они были удивлены, что мы не остановили производство и закончили "Мавку" уже во время войны. Для них это было поразительно: как такой сложный проект нам удалось завершить в военное время?

Тем более, что финишная прямая – самый тяжелый период. Старт проекта был в 2016, но активное производство началось через несколько лет. Семь лет для такого грандиозного проекта – понятные дедлайны, к тому же у нас появился такой фактор, как ковид. Потом произошло еще более страшное событие – война. После 24 февраля 2022 мы не знали, что делать. Кто, где? Несколько человек из студии попали в оккупацию – в Ирпене, Макарове. По идее, мы должны были остановиться.

Но было общее решение – продолжать. Мы привыкли еще при ковиде работать удаленно: кто-то работал из Франции, кто-то из Канады. Многие остались и в Киеве. То, что закончили такой проект во время войны – это чудо. Тем более, количество спецэффектов в мультфильме "Мавка" по сравнению с "Принцессой" — раза в три больше.

Можно привести пример такого спецэффекта?

К примеру, у нас есть огненное торнадо – это многослойный и технически сложный эффект.

На своих дочках "Мавку" проверяли, как "Принцессу"?

Конечно. И на фокус-группах, и на допремьерных показах для партнеров. История никого не оставила равнодушным. Она пробивает на слезу, заставляет смеяться, сопереживать. Мультфильм ориентирован на широкую семейную аудиторию, и он ей полностью соответствует.

Важно
"Мирный 21". Новый фильм Сеитаблаева о подвиге погранотряда, который первым дал бой РФ

Судя по ролику, это похоже на конфликт двух сильных женщин из-за кавалера, как в фэнтези "Малефисента" (2014)?

Нет, здесь иная история – цели у героинь другие. Мавка – Берегиня и Душа Леса, она добрая, чуткая, отзывчивая, в ней хватает и женственности, и очарования. Но перед лицом угрозы она становится бесстрашной и встает на защиту своего мира. Судя по отзывам фокус-групп, аудитории близок характер Мавки – то, как она действует в зависимости от обстоятельств. Шаг за шагом. За ней приятно и интересно следить.

А реакция самой Мавки, как персонажа, на вызовы не напоминает историю реагирования Украины – на постепенное усиление агрессии со стороны РФ? От недоумения и шока, связанного с Крымом, до потом уже настоящей ярости после 24 февраля 2022? Меня впечатли огненные очи Мавки в финале трейлера.

Так и есть. Да, мы крайне терпеливы, пока красные линии не перейдены. Кто сталкивался с украинским характером – тот в курсе. Что касается глаз Мавки, то их цвет меняется в зависимости от настроения.

А Килина – ее противница – отчасти не напоминает Путина? Она же бессовестный прагматик, перешедший все пределы и задействовавший грубую силу?

Можно и так сказать. Хотя это и женский образ, у нее в характере есть мужские черты. Но такие черты была вынуждена проявить и Мавка в результате этого конфликта, это – черты воина. История Мавки, которую мы сделали, действительно резонирует с современными событиями в Украине.

Мы из трагедии, которая была в литературном первоисточнике Леси Украинки, сделали мультфильм со счастливым финалом. Возможно, кто-то нас обвинит в том, что это шаблон, но это именно то, что все мы сейчас хотим видеть. Никто из нас не хочет верить сегодня в отсутствие положительных результатов и победы. И наша история — о том, что из самой страшной ситуации можно выйти победителем.

Мне вообще не нравилось, что в украинской литературе, да и в обществе, часто культивировался образ жертвы. Бесконечное самопрограммирование на трагедию, насаждение психологии человека, у которого нет шансов. Вероятно, такие истории могут кого-то заставить задуматься, но они не формируют образы лидеров, в том числе у будущих поколений. А для того, чтобы это происходило – нужны вдохновляющие сюжеты.

И в этой картине, и со своими студентами я стараюсь в современных историях находить цели, ради которых стоит жить. В Мавке главное – внутренняя сила любви, направленная на сохранение жизни. Ее гнев направлен на это. Но и тут нужно вовремя остановиться, чтобы эта энергия не перешла в антиутопию, в саморазрушение.

Получается, ваша "Мавка" несет идеологию победы, которая не была заложена в произведении Леси Украинки?

Да, в мультфильме идеология такая: непобедим тот, кто не сдается. И Мавка – такая, и Украина сделала свой выбор.

Важно
Блокбастеры марта. Премьера анимационной "Мавки", возвращение Джона Уика и боксера Крида
Блокбастеры марта. Премьера анимационной "Мавки", возвращение Джона Уика и боксера Крида