Отдаленная выгода. Украинские бизнесмены штурмуют азиатский рынок
Проблемы украинских экспортеров обычно заканчиваются падением гривны. Но теперь отечественные компании знают, как избежать нового кризиса
Украинский металл, куриное мясо и яйца устремились на рынки Ближнего Востока и Азии. Тяжелое положение, в котором экспортеры оказались в 2008–2009 гг., помогло им научиться мобильности, а также изобретательности. В отсутствие спроса на многих традиционных рынках компаниям приходилось искать новые места продаж. И сейчас, если августовское падение курсов акций на мировых биржах не прекратится и экспортерам придется вновь столкнуться со снижением спроса на свои товары, украинские компании смогут лучше с этим справиться. Особенно если государство не будет им создавать искусственные преграды.
Главные экспортеры страны – металлурги и аграрии теперь синхронно следят за происходящим на азиатском континенте. Масштабные инфраструктурные проекты и мировой продовольственный кризис, к которому привело возросшее потребление продуктов питания в Индии и Китае, дает шанс Украине завоевать своей продукцией новые и расширить свое присутствие на старых рынках.
Новые потоки
Ни для одной отрасли 2008-й не был таким катастрофическим, как для металлургии. Как тогда сообщало объединение "Металлургпром", из-за ухудшения конъюнктуры мирового рынка убытки металлургических предприятий в сентябре 2008 г. составили 2 млрд. грн. Тогда же были остановлены 21 домна и 28 мартенов. Проблемы в одной из ключевых отраслей экономики отчасти стали причиной того, что через несколько месяцев гривна начала стремительно девальвировать.
Выход металлурги нашли через год, когда начали восполнять потери на традиционных рынках Европы экспортом в Азию. В Китай в первом полугодии 2009 года было поставлено 18% всего проданного в другие страны металла. А уже во втором квартале, когда китайцы сократили закупки, металлурги начали активно экспортировать на Ближний Восток и в Турцию.
"Когда снизился спрос со стороны наших клиентов из Центральной и Восточной Европы, мы перераспределили объемы из Австрии, Сербии и Словакии на клиентов в Китае и Индии. У Ferrexpo была возможность это сделать, поскольку компания владеет 49,9% пакета акций терминала ТИС-Руда порта "Южный" – имелись гарантированные транспортные мощности, чтобы загрузить суда и отправить их непосредственно в Азию", – рассказывает директор по маркетингу Группы Ferrexpo Джейсон Кейс.
Теперь компании так же активно следят за мировой конъюнктурой. "Украина продает сталь более чем в 70 стран. Потребление металла в той или иной стране растет потому, что появляются проекты, нуждающиеся в металле. Соответственно, металлурги ездят договариваться и участвовать в тендерах", – рассказывает аналитик BG Capital Евгений Дубогрыз.
Правда, даже наличие спроса не всегда сулит украинским компаниям большие прибыли. Привлекательность рынков могут снизить высокие транспортные расходы либо какие-то ограничения на рынке. Например, до 2010-го в Евросоюзе действовали ограничения на поставки готовой украинской металлопродукции. Когда, согласно условиям ВТО, их сняли, со второй половины 2010 года в Европу ринулся бурный поток украинского проката.
"Если в 2009 году, когда квоты еще действовали, объемы продаж проката составили 917 тыс. тонн, то в 2010 году – 1680 тыс. тонн. За 5 месяцев нынешнего года продажи проката на европейский рынок выросли еще на 144%", – приводит статистику г-н Дубогрыз. Кстати, от ограничений и запретов на рынках других стран также страдают украинские аграрии и пищевики. Например, мясомолочную продукцию часто дискриминируют на главном рынке сбыта – в России. Но в условиях глобализации у украинских производителей теперь есть возможность направить экспортные потоки в другую сторону.
Глобальная еда
В Азии традиционная кухня начала понемногу уступать место привычным для Европы и Америки пицце и гамбургерам. Соответственно, по оценкам экспертов, вырос спрос сначала на мясо, а затем и на сыр. Например, за четыре месяца этого года Южная Корея фактически утроила закупки сыра, а Китай нарастил потребление в два раза. При этом поставки сыра в Азию из США выросли на 68%. Украина пока не может похвастаться такими результатами, но тоже стремится побороться за места на полках азиатских магазинов.
Первопроходцем на азиатском рынке среди аграриев можно считать Олега Бахматюка. Принадлежащий ему холдинг "Авангард" в 2009 году начал экспортировать яйца и яичный порошок в 16 стран, в основном на Ближний Восток и в Азию, активно увеличивая объемы поставок. Вслед за ним пошли производители мяса птицы: по данным Госкомстата, за январь–май из Украины в Китай было продано товаров на $16,6 тыс.
Производители сыра только собираются выйти на самые большие рынки. "Мы сейчас пытаемся найти выходы на Китай и Индию. Поставляем туда молочную сыворотку и ищем контрагентов, которые будут возить наш сыр", – рассказывает начальник отдела экспорта компании "Милкиленд" Игорь Никитюк. Если спрос будет расти, по его мнению, особых проблем с поставками быть не должно. Правда, молочникам очень бы пригодилась помощь государства для сертификации своей продукции на азиатских рынках. "Мы поставляем в Китай сыворотку, но не можем продавать туда сухое молоко, хотя спрос на него есть. По местным законам, для поставок нужно согласование между ветеринарными департаментами двух стран. Процесс согласования идет, но еще не завершен", – объясняет представитель "Милкиленд".
Впрочем, если экспортеры рассчитывают на поддержку государства, ждать они могут очень долго. "Мы отчасти потеряли наши рынки на Ближнем Востоке и в Европе. И не можем искать новые – мировые трейдеры, готовые покупать продукцию в больших объемах, просто не рискуют с нами связываться, опасаясь, что контракты не будут выполнены", – признает почетный президент Украинской зерновой ассоциации Николай Компанец. По его словам, дело не только в квотах на экспорт зерна, с которыми экспериментировала власть. Невозмещенный НДС, введение пошлин и постоянные проверки на ГМО создают компаниям существенные проблемы.
Однако если производитель хорошо мотивирован и видит рынок, он готов сделать многое, заявил в интервью Фокусу вице-президент "Мироновского хлебопродукта" (ТМ "Наша Ряба") Юрий Логуш. Компания экспортирует в Казахстан, страны Кавказа и Ближнего Востока (всего в I полугодии МХП экспортировал 14,5 тыс. тонн курятины). Есть пробы экспорта и в Китай – туда за 6 месяцев этого года отправилось 190 тонн товара, преимущественно любимых китайцами лап птицы. По словам Логуша, Украина вполне может составить конкуренцию Бразилии, активно экспортирующей куриное мясо в Африку и Азию.
Контракт дальнего следования
Расстояния – не помеха для украинских экспортеров, ищущих свободные рынки. Согласно данным Госкомстата, страна поставляет продукцию даже в такие экзотические места, как Сьерра-Леоне и Маршалловы острова. Недавно, например, ПАО "Черкасский автобус" договорился о поставках 150 автобусов "Богдан" в Доминиканскую Республику. В конце 2010 г. Ferrexpo заключила свой первый долгосрочный контракт в Японии с JFESteel на поставку 300 тыс. т окатышей (сырья для производства стали) и надеется начать долгосрочные поставки в азиатские страны. Для этого активно развивает представительство в Сингапуре, открытое в середине 2011 г.
Хотя, по словам г-на Кейса, в Сингапур компания не планирует поставлять продукцию, удобное расположение страны делает его идеальной базой.
Впрочем, уверен аналитик МЦПИ Александр Жолудь, украинским экспортерам нужно стремится завоевывать рынки не только ценой, но и репутацией, качеством своих продуктов, как, например, Германия. Иначе стабильных отношений с потребителем не построишь. "Мы в основном выигрываем за счет цены, а не за счет стоимости бренда. Соответственно, когда цены на тот или иной товар у других стран будут ниже, мы можем потерять рынок", – говорит эксперт.
Наталия Гузенко, Фокус