Клиенты не обязаны предоставлять банкам всю информацию о себе, - НБУ

Гражданам вовсе необязательно заполнять анкеты банков, разработанные для выявления доходов, полученных преступным путем

Related video

Об этом пишет газета Коммерсантъ-Украина, ссылаясь на письмо Национального банка Украины, в котором регулятор решил разъяснить основные принципы идентификации заемщиков и вкладчиков. В частности, из письма следует, что в обязательном порядке клиенты должны раскрывать банкам только информацию, установленную законом.

Как известно, что ст. 9 закона "О предотвращении и противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма" требует от физических лиц раскрытия лишь паспортных данных и идентификационного кода. То есть тех данных, которые банк и так всегда получал от клиента.

Как отмечает издание, НБУ был вынужден подготовить это разъяснение в связи с жалобами клиентов на банкиров, потребовавших от клиентов предоставления данных о доходе семьи, о наличии среди родственников клиента работников или основателей банка, о семейном положении, наличии автомобиля. "Если банк считает необходимым получить дополнительные данные, не предусмотренные законодательством, он должен определить перечень документов и сведений, определить условия их предоставления в договоре с клиентом или опроснике", - говорится в письме.

В частности, НБУ не считает важным для банков иметь информацию о движимом и недвижимом имуществе клиентов, которые получают через банк зарплату, пенсию, стипендию или социальную помощь, имеют депозиты на небольшие суммы и не пополняют свои счета из других источников на сумму больше 150 тыс. гривен за квартал.

При этом банк может настаивать на том, что в случае отказа клиента от предоставления информации с ним не будет заключен договор

Кроме того, раздел III постановления НБУ N22 обязывает банки присвоить высокий уровень риска лишь клиентам, связанным с терроризмом, являющимся публичными деятелями или связанным с ними, а также проживающим в странах, которые не выполняют рекомендации FATF. В остальных случаях банки могут принять внутренний документ с дополнительными критериями риска и просить клиентов добровольно сообщить о себе личную информацию. При этом отказ клиента от ее предоставления не может стать причиной отказа банка от его обслуживания. НБУ будет "предоставлять должную оценку фактам отказа банков".