Приказано – вниз
На укреплении курса гривны украинцы, взявшие долларовые кредиты, выиграли 4,5 млрд. грн. Но не исключено, что к осени курс вернется на прежний уровень
На прошлой неделе Национальный банк Украины впервые за два года изменил официальный курс гривны. Доллар подешевел сразу на 20 коп. – до 4,85 грн. 22 мая обменные пункты продавали один зеленый по 4,70 грн., покупали и вовсе по 4,50. Впрочем, вскоре ажиотаж несколько спал, и сейчас курс подрос на 10 коп.
Курс на двоих
Это решение раскололо Нацбанк надвое. Правление, возглавляемое Владимиром Стельмахом, кардинально разошлось во мнениях с Советом НБУ под руководством Петра Порошенко. Совет Нацбанка даже наложил вето на решение правления об укреплении официального курса, но правление это вето оперативно преодолело, оставив в силе курс 4,85.
В выступлении перед депутатами Рады Владимир Стельмах назвал действия НБУ "исправлением курсового перекоса, который сложился между рыночным и официальным курсом". Этот перекос состоял в том, что в последние недели банки торговали друг с другом долларом по 4,40 грн., тогда как официальный курс сохранялся на уровне 5,05. Раньше в подобных случаях НБУ выкупал избыточные доллары, не давая гривне укрепляться. Но теперь, чтобы не увеличивать объем гривны в экономике и не стимулировать таким образом инфляцию, Нацбанк предпочел приблизить официальный курс к рыночному.
Именно борьбой с ростом цен Владимир Стельмах объясняет свое решение, обещая, что уже по итогам мая инфляция составит всего 1,5–2%. Подразумевается, что после ревальвации экспортеры станут больше ориентироваться на внутренний рынок, а импортеры получат возможность ввезти в страну дополнительные объемы товаров. Это увеличит конкуренцию на внутреннем рынке, а значит, будет способствовать снижению цен.
Аргументы противника укрепления гривны Петра Порошенко сводились к тому, что Нацбанк впервые за свою историю ввел официальный курс, который выходит за рамки, установленные "Основными ориентирами денежно-кредитной политики". Этот документ ежегодно принимается Советом НБУ и утверждается парламентом, и в этом году рекомендованный им коридор курса доллара составляет от 4,95 до 5,25 грн.
Политику НБУ в курсовой сфере раскритиковал и Секретариат Президента. Фактически чиновники ведомства обвинили Владимира Стельмаха в том, что он подыгрывает правительству Юлии Тимошенко в борьбе с инфляцией, но делает это неправильно.
"Правительство Украины и Нацбанк избрали противоречивый путь для борьбы с инфляцией. Применение таких мер дает результаты именно в период перегрева экономики, симптомом чего является перепроизводство. Но в Украине наблюдается абсолютно противоположная тенденция", – заявил первый замглавы Секретариата Александр Шлапак.
Народ ждет
Критикуя руководство НБУ, Александр Шлапак привел и более близкие народу аргументы: по его словам, в результате ревальвации население Украины потеряло 6 млрд. грн. Того же мнения придерживается и профессор Института стратегических оценок Анатолий Гальчинский, который оценивает потери населения в $1 млрд. Впрочем, с такой позицией согласны не все эксперты.
"Не совсем понятно, откуда взялась эта цифра", – недоумевает начальник управления инвестиционно-банковских услуг Укрсоцбанка Эрик Найман. Он напоминает, что население держало в банках валютные депозиты, эквивалентные 72 млрд. грн., тогда как объем валютных кредитов на 1 мая составлял эквивалент 116 млрд. грн. Учитывая ревальвацию на 4%, максимальные потери вкладчиков составили около 3 млрд. грн.
Те, кто брал кредиты в долларах, соответственно остались в выигрыше. "Эти люди заработали около 4,5 млрд. грн. А с учетом юридических лиц суммарный чистый заработок по банковской системе – $1,2 млрд. Шлапак, вероятно, что-то перепутал: граждане и бизнес не потеряли, а заработали 6 млрд. грн.", – объясняет эксперт.
Банкиры отмечают, что, несмотря на резкое ослабление позиций американской валюты в Украине, вкладчики пока не спешат заменять долларовые депозиты гривневыми. Не наблюдается и массового обмена долларов на гривны. По словам замначальника управления розничного бизнеса в киевском регионе OTP Bank Игоря Падалки, клиенты, как и раньше, продают доллары в основном при кредитных сделках. Ведь автосалон, в котором покупается авто, должен получить деньги в гривне, даже если кредит на машину берется в долларах.
"Похоже, что клиенты заняли выжидательную позицию", – говорит Игорь Падалка. В то же время он признается: в последнее время люди все чаще просят совета по поводу того, как лучше сохранить свои сбережения. "Сейчас депозиты в гривне более привлекательны, чем в иностранной валюте. Но мы не даем каких-либо рекомендаций, так как клиент должен осознанно принять решение и нести за него ответственность", – отмечает банкир.
Пока без паники. Игорь Падалка из OTP Bank говорит, что его клиенты не спешат избавляться
от долларов
Судьба экспортеров
У противников укрепления гривны есть еще один железный аргумент: ревальвация ударит по прибылям экспортеров. К примеру, по данным Госкомстата, за первый квартал 2008 г. Украина экспортировала продукции металлургии на $5,9 млрд. Таким образом, если бы укрепление гривны произошло в начале года, владельцы металлургических предприятий недополучили бы $240 млн. – и это только за три месяца. Эксперты не исключают, что именно этим продиктована непримиримая позиция Совета НБУ по отношению к ревальвации. Ведь в состав Совета входят четверо депутатов от Партии регионов – однопартийцев "главного металлурга" страны Рината Ахметова.
Но на защиту экспортеров встали не только бело-синие. "Решение об укреплении гривны углубляет проблемы предприятий, в первую очередь экспортеров. Все их финансовые планы, в том числе государственных предприятий, разрушены!" – возмущается Александр Шлапак. Ему вторит и Петр Порошенко: "Или мы поддерживаем национального производителя, или – иностранного".
В ответ на это Владимир Стельмах недоумевает: почему за счет всего народа нужно стимулировать экспортеров? Эрик Найман также уверен, что, поддерживая прежний, заниженный курс гривны, Нацбанк фактически спонсировал экспортеров за государственный счет. "Поверьте, никто из экспортеров не разорится! Тем более что на мировом рынке цены на сталь бьют рекорды, цены на химические удобрения и продовольствие тоже растут. Зато благодаря укреплению гривны Украина получит возможность покупать дешевле российский газ и европейское оборудование", – считает эксперт. Более того, он уверен: ревальвация дает шанс отечественным предприятиям провести модернизацию, купив импортное оборудование с большей выгодой.
Споры о курсе
Как и в случае оценки последствий ревальвации, существенно разнятся и прогнозы курса гривны. Одни эксперты предрекают возврат к привычным 5,05 грн./$1, другие, напротив, уверены, что новый курс 4,8 грн./$1 сохранится до конца 2008 г. По прогнозам Секретариата Президента, девальвация курса гривны неизбежна уже в ближайшем будущем. А Петр Порошенко прогнозирует, что в сентябре-октябре доллар будет стоить 5,05-5,10 грн.
Ожидает ослабления гривны до конца года и аналитик компании "Форекс Клуб" Алексей Палий. По его мнению, это станет следствием укрепления доллара по отношению к основным мировым валютам – евро, фунту и иене. В качестве внутренней причины сторонники версии об укреплении доллара часто приводят негативное сальдо торгового баланса Украины. Ожидается, что в 2008 г. импорт превысит экспорт на $11 млрд., что фактически означает отток валюты из Украины на эту сумму.
С другой стороны, этот отток можно перекрыть за счет иностранных инвестиций в Украину, объем которых, по прогнозам инвесткомпании "Драгон Капитал", в этом году составит те же 11 млрд. В компании отмечают: это консервативный прогноз, а значит, инвестировать в страну могут и больше. Немаловажным фактором поддержания стабильного курса гривны является и объем золотовалютных резервов НБУ. Имея в закромах $33,3 млрд., Нацбанк с легкостью погасит курсовые колебания.
Поэтому Эрик Найман считает, что до конца 2008 г. доллар будет стоить 4,8 грн., и это в том случае, если Нацбанк станет удерживать его от дальнейшего падения. Если же отдать курс на откуп рынку, американская валюта может подешеветь до 4,5 грн./$1. Впрочем, многое будет зависеть от того, чья сторона победит в нынешнем "курсовом конфликте". Ведь курсообразование в Украине, вопреки принятой в мире практике, по-прежнему остается политическим вопросом.
14 разгневанных мужчин
По закону, Cовет Нацбанка, определяющий основы денежно-кредитной политики страны, состоит из 15 человек: семи назначенных по квоте президента, семи – по квоте парламента, а также председателя НБУ.
Сейчас в Совет входят только 14 человек, большинство из них имеют и политические, и бизнес-интересы
Председатель | ||
Владимир Стельмах Председатель НБУ. Был заместителем главы НБУ Виктора Ющенко в 1994-1999 гг. | ||
Квота Парламента | ||
Пётр Порошенко председатель Совета НБУ. Совладелец «Укрпроминвеста» | Василий Горбаль Совладелец «Укргазбанка» | Борис Колесников Совладелец группы «Конти» |
Игорь Прасолов Экс-гендиректор компании SCM Рината Ахметова | Сергей Клюев Совладелец группы «Укрподшипник» | Михаил Гончаров Экс-глава наблюдательного совета Восточно-европейского банка |
Квота Президента | ||
Арсений Яценюк Спикер Верховной Рады, экс-замглавы Секретариата президента | Пётр Саблук Директор Института аграрной экономики, внештатный советник Президента | Николай Онищук Министр юстиции Украины |
Анатолий Федоренко вице-президент Сергей Клюев ОАО КИНТО | Валерий Геец Директор Института экономического прогнозирования НАН Украины | Владимир Поляченко Совладелец компании «Киевгорстрой» |
Анатолий Даниленко замдиректора Института экономического прогнозирования НАН Украины |