Левый товар. Украинец сделал бизнес на товарах для левшей
Как полиграфист Павел Поликарчук создал единственный в Украине магазин для левшей
36-летний предприниматель Павел Поликарчук левша. Всю жизнь ему приходилось приспосабливаться к вещам, сделанным под правую руку. "Знаете, что это такое? Вот попробуйте вырезать круг", — говорит он, протягивая бумагу и специальные ножницы для левшей. Пробую — ничего не получается. "С такими же проблемами сталкивается каждый ребенок-левша, который пользуется обычными ножницами", — говорит Павел.
В Украине около 5,5 млн левшей. Если в Европе и США для леворуких выпускают специальные канцтовары, кухонную утварь, спортивное снаряжение и даже музыкальные инструменты, то украинский потребитель-левша таким вниманием не избалован. Поликарчук решил исправить эту несправедливость.
Создание магазина для левшей не было его детской мечтой. Он неплохо приспособился к "праворукому" миру, получил диплом программиста и делал карьеру в одной из столичных типографий. "Однажды прочел статью о товарах для левшей на Западе и стало обидно — почему у нас такого нет?" — вспоминает предприниматель. Идею открыть подобный магазин поддержала жена Поликарчука, Татьяна. Полгода понадобилось супругам на изучение рынка и поиск зарубежных поставщиков. В начале 2010-го открылся интернет-магазин и торговая точка "Мир левши" в торговом центре Dream Town.
Бегство в интернет
На открытие бизнеса супруги потратили $30 тыс. собственных сбережений. Основные статьи расходов: аренда помещения, обустройство магазина и витрины, зарплата продавцам и закупка продукции. Чтобы не ошибиться с ассортиментом товаров, супруги изучили опыт аналогичного магазина в Великобритании.
Содержать одновременно интернет-магазин и торговую точку в Dream Town оказалось накладно. Но деваться было некуда. "В интернете невозможно продавать то, о чем люди не имеют представления, поэтому поначалу без розницы не обойтись. Нужно рассказывать о товарах и показывать их", — объясняет Павел.
Магазин в торговом центре выполнил свою рекламную функцию. Он сразу привлек покупателей своей экзотичностью, и в посетителях недостатка не было. Однако большую часть выручки от продаж съедала аренда 6 кв. м площади, которую занимал магазин. "Обычный магазин давал большой денежный поток, но он весь доставался арендаторам", — вспоминает Павел. Поэтому спустя полтора года, когда у "Мира левши" появились постоянные покупатели (по словам владельца, 80% клиентов совершают повторную покупку), на семейном совете было принято решение закрыть розничную точку.
Выручка сразу же сократилась в три раза, но отпала необходимость тратиться на аренду и зарплату продавцам. Теперь месячный оборот компании составляет не менее
30 тыс. грн., а рентабельность бизнеса владелец оценивает в 25%.
Все лучшее – детям
Специальная продукция необходима левшам, уверен Анатолий Чуприков, профессор кафедры детской, социальной и судебной психиатрии НМАПО им. П. Л. Шупика: "Еще в 30-е годы прошлого века из-за границы поступали станки, которые можно было перестроить под работника-левшу. Но потом это сочли неважным, мол, главное, чтобы работник выполнял план". За границей уже существует огромная индустрия товаров для левшей. "А нам очень важно обеспечить хотя бы дошкольников и первоклассников, которые обучаются письму, специальными канцтоварами", — говорит профессор.
Товары для детей и в самом деле составляют большую часть ассортимента магазина, а основные его клиенты — родители левшей. "Мир левши" предлагает, например, линейку, ноль у которой находится не слева, а справа. Или те самые ножницы. "В ножницах для леворуких правое лезвие идет вниз, а в обычных ножницах — вверх, — объясняет Павел. — Если левша пользуется ножницами для праворуких, он не видит линию реза".
Но самый ходовой товар — письменные принадлежности: шариковые, перьевые ручки и карандаши. "Если пишет правша, он отодвигает руку в бок и тянет, — объясняет Павел. — Левша пишет по-другому: за счет того, что письмо у нас слева направо, он вынужден толкать и в то же время удерживать ручку. Это вызывает особые трудности у дошкольников и первоклассников, которые только учатся писать". Левши обычно держат письменный прибор под большим углом, поэтому ручки для них имеют согнутый кончик.
90% таких канцтоваров импортируется из Европы. Лишь одно изделие в ассортименте магазина от отечественного производителя — прописи, их выпускает харьковское издательство "Ранок". От обычных они отличаются тем, что образец буквы находится с правой стороны, и ребенок-левша не закрывает его рукой, когда выводит букву. "Мы впервые выпустили прописи для левшей пять лет назад", — рассказывает Инна Ефимова, ведущий редактор издательства. Такое решение было принято потому, что некоторые наши сотрудники сами столкнулись с "леворукими" трудностями.
Рынок сбыта для таких товаров есть давно: среди шестилеток, которые идут в школу, 12% левшей. Поскольку от практики их переучивания в начальной школе отказались, возникла потребность в издании специального пособия. Прописи для левшей занимают 4% в общем объеме аналогичной продукции.
Однако некоторые вещи в магазине для леворуких покупают просто в качестве сувениров. Например, часы для левшей, цифры в которых расположены наоборот, а стрелка идет справа налево.
Требуются неправильные продавцы
Необычному магазину нужны необычные продавцы. "Эти товары нельзя продавать как что-то привычное", — полагает Павел. Основное требование, которое предъявляли владельцы магазина будущим сотрудникам, — леворукость. Но найти таких работников удалось не сразу. Доходило до курьезов. "Как-то устраиваться к нам на работу пришла пенсионерка, которая назвала себя левшой, — вспоминает Татьяна, жена Поликарчука. — При этом все ее жесты выдавали правшу, — женщина просто очень хотела получить работу".
Первые трудности, с которыми столкнулись супруги, как раз и были связаны с трудоустройством продавцов. И дело не только в праворукости потенциальных сотрудников. "Татьяна была зарегистрирована как предприниматель в другом городе, — вспоминает Павел. — Чтобы трудоустроить двух продавцов, их надо было привезти в три разные инстанции в разных частях другого города. Впоследствии пришлось повторить эту процедуру при увольнении".
Другая проблема — поиск поставщиков продукции, которые с настороженностью относились к потенциальным украинским партнерам. "Они требовали предоплату, не принимали оплату банковской картой, а только банковским переводом, — делится предприниматель. — Но теперь это в прошлом, нам поверили: они даже дают рекомендации новым поставщикам, с которыми мы начинаем работать". Сейчас в планах предпринимателя — расширение ассортимента товара и увеличение продаж.
Ирина Гамалий, Фокус