Из френдов в бренды. Кто и как зарабатывает в соцсетях
Фокус выяснил, кто и как зарабатывает в социальных сетях
Владелица магазина обуви ShoeShoe Ната Валевская экономит на традиционном маркетинге. Туфли, босоножки, сапоги, сникеры известных брендов она продвигает с помощью соцсетей. Ее бизнес начался с аккаунта в ЖЖ, это было пять лет назад. В 2010 году появилась страничка в Facebook. Потом было открытие розничной точки и интернет-магазина. Однако львиная доля клиентов в офлайн- и онлайн-магазины попадает именно с Facebook, на который приходится 80% всех продаж.
Ретейлеры давно научились ловить покупателей в соцсетях. Согласно исследованию, проведенному агентством цифрового маркетинга Prodigi, 60% украинцев заходят в интернет для посещения социальных сетей. При этом 17% из них используют свои страницы для шопинга.
Групповой бизнес
Любой участник сети способен создать узкотематическую группу или клуб по интересам. Такой "паблик" можно наполнить занимательной информацией, которую подписчики, подобно вирусу, распространят среди своих друзей. И даже если создатели сетевого клуба изначально не планировали использовать популярный ресурс для продвижения товаров и услуг, рекламисты сами могут предложить им сотрудничество. По словам Андрея Ткаченко, управляющего партнера Агентства по продвижению в социальных сетях, самые привлекательные для размещения рекламы группы — с числом подписчиков от 50 000 до 100 000. Рекламисты учитывают все: пол, возраст, интересы членов группы, а также анализируют, как часто в качестве пользователей здесь мелькают боты (страницы несуществующих пользователей).
Аудитория у разных соцсетей, напоминает Ткаченко, тоже разная. В "ВКонтакте" популярны приколы, анекдоты, рецепты и музыка. В Facebook — демотиваторы (смешные антиагитационные постеры), политические новости и анекдоты об офисных буднях. В "Одноклассниках" много групп, в которых обсуждают воспитание детей и рецепты приготовления блюд.
Тематика сетевого клуба со временем может меняться по мере того, как эволюционируют интересы его создателей. Частный предприниматель Сергей Архат основал развлекательную группу в "ВКонтакте" три года назад, но в декабре 2012 года она поменяла свою тематику и теперь называется "Психологическая гигиена". Это не отпугнуло старых почитателей, но привлекло новых — сегодня в его паблике 144 337 подписчиков. Сергей Архат говорит, что целенаправленно поисками рекламодателя он не занимается, те находят его сами. Стоимость рекламного поста на его страничке составляет 200 грн. "Рекламу мы размещаем только при отсутствии внешних ссылок — не хотим пиарить чужие сайты", — подчеркивает Сергей. Точное число заказов Архат не называет, отмечая, что приходится отсеивать 80% сомнительных предложений. За последнюю неделю здесь было размещено одно рекламное сообщение — от психологического центра.
Другой способ заработать в сети — продать группу. Ее стоимость зависит от роста числа пользователей и их активности. На сайте бесплатных частных объявлений Slando можно найти предложения о продаже группы в "ВКонтакте" численностью 10 000 участников за 2500 грн. Иногда пользователи создают группы, посвященные конкретному товару или бренду, с целью продать подороже владельцу бренда. В Facebook и в "ВКонтакте" есть группы, рыночная стоимость которых составляет тысячи долларов. Сообщество в Facebook "Кредиты и финансы.ru", на которое подписано 32 467 человек, оценивают в $10–12 тыс.
Вместо рекламы
Социальные сети — идеальный канал продвижения для малого бизнеса. Пример активного их использования в этих целях — магазин обуви ShoeShoe. Каталог заведения размещен на странице сообщества в Facebook, у которого сегодня 8465 подписчиков. Наполнением занимается владелица Ната Валевская. Помимо новинок ShoeShoe, она размещает посты о мировых брендах, модных тенденциях и фотографии с последних показов. Здесь потенциальные покупатели задают вопросы о товаре и просят отложить понравившуюся пару обуви. Благодаря такой коммуникации магазин продает около 150–160 пар обуви в месяц. Когда число покупок достигло 70, ShoeShoe открыл розничную точку продаж. Но и теперь 80% покупателей по-прежнему выныривают из сети.
Активно использует Facebook для коммуникации с потенциальными клиентами и владелец международного клуба "Метро" Максим Терешко. На странице сообщества, у которой 113 290 подписчиков, размещаются посты о клубных мероприятиях и вечеринках. Терешко затрудняется сказать, насколько связаны Facebook и рост продаж, однако констатирует, что лайки и отзывы довольных посетителей обеспечивают хорошую репутацию заведению.
Все в сеть
Преимущество социальных сетей, по мнению Андрея Ткаченко, — обратная связь с покупателями. Это то, чего не может дать реклама на телевидении или в печатной прессе. Кроме того, появляется возможность проводить рекламную кампанию в узкой аудитории, например, только среди женщин от 25 до 35 лет. Еще один плюс — социальные сети позволяют запустить множество рекламных акций с любой периодичностью и в любое время.
Но у продвижения в сети есть и свои недостатки. Сетевое сообщество не может полностью заменить полноценный портал. "Сайт можно адаптировать под свои потребности, а страничку в соцсети — нет, — объясняет Сергей Куценок, руководитель отдела продаж агентства интернет-рекламы Prodex. — Дело в том, что социальные сети не ориентированы на прямые продажи. Сообщества помогают сформировать лояльную аудиторию". А это уже немало. Эксперт подчеркивает, что для этого необходимо вести постоянный диалог с пользователями и бороться с негативом: не просто удалять комментарии, а решать проблемы клиентов.
Эксперты утверждают, что бизнес еще не исчерпал всех возможностей соцсетей. Привычки пользователей постоянно меняются, и угнаться за ними удается не всем. Если 2012-й ознаменовался бурным ростом социальных сетей по всему миру, то 2013-й будет годом развития контента. Соцсети и мобильная связь вот-вот станут взаимозависимыми. И специфика digital-маркетинга вновь изменится.
Ирина Гамалий, Фокус