Там, где нас нет. Украинцы увозят свои идеи на Запад
Почему образованные и предприимчивые украинцы увозят на Запад свои идеи
В этом году программист из Днепропетровска Лиза Авраменко стала соучредителем небольшой бостонской IT-компании. Она решает финансовые вопросы, занимается отчетностью и отвечает за взаимоотношения с местными госорганами. "Бизнес в США делается на кончиках пальцев — через интернет и телефон. С Украиной не сравнить. Бюрократии мало, а инвесторы открыты для новых идей", — говорит Авраменко.
Бостонская IT-компания — обладатель авторских прав на популярную обучающую игру для программистов CheckiO. Это своего рода браузерный квест, в котором программисты решают задачи, соревнуются друг с другом в написании программных кодов, тем самым совершенствуя свои профессиональные навыки. Около 20 тысяч пользователей CheckiO уже написали более 17 тысяч таких кодов. В профессиональном сообществе игра стала такой популярной, что даже гуру программирования Гвидо ван Россум (создатель языка программирования Python) раздает рекомендации участникам. Сегодня несколько американских и австралийских вузов используют эту систему для проверки знаний студентов.
А создавалась сетевая игра в Украине. Несколько лет назад ее придумал программист Александр Лябах. Со временем к игре подключились специалисты из других стран. Их количество стремительно росло, география вовлечения расширялась. Программы участников CheckiO становились совершеннее. Игрой заинтересовалось знаменитое бостонское общество поддержки стартапов TechStars. Один из менторов общества нашел информацию о CheckiO в глобальной сети и пригласил украинских разработчиков в Бостон. Принципиальным условием участия в программе поддержки стартапов была регистрация юридического лица в США. Таким образом трое украинских программистов — Александр Лябах, Лиза Авраменко и Олег Клевцов превратились в американских налогоплательщиков — стали учредителями американской компании.
Такова тенденция последних лет — талантливые и предприимчивые украинцы предпочитают воплощать свои идеи в других странах. В Украине отсутствует официальная статистика трудовой миграции. Лишь по косвенным данным можно судить о том, что число мигрантов и потенциальных эмигрантов растет. Например, по суммам денежных переводов. Ежегодно заробитчане переводят на родину миллиарды долларов. По данным НБУ, в I квартале 2013 года через международные системы денежных переводов в Украину поступило более $1 млрд, тогда как за аналогичный период 2012-го объем переводов составил $742 млн. Молодые украинцы становятся одной из доходных статей национального экспорта.
Говорить о массовой волне эмиграции рано. Однако рост "чемоданных" настроений очевиден, особенно среди молодежи, среднего класса и предпринимателей. Опросы, проведенные Центром Разумкова, показывают, что около 70% украинцев желают уехать из страны. То есть эмиграция — это национальная мечта. Но воплотить ее в реальность чаще удается молодым, образованным и амбициозным гражданам. Как отмечает заведующий сектором этносоциальных исследований Института народоведения НАН Украины Игорь Марков, за рубежом работают 3–5 млн мигрантов из нашей страны, и минимум 10% из них создали собственный бизнес. Если говорить о молодежи (до 35 лет), то доля предпринимателей в общем количестве мигрантов будет гораздо больше. "Молодые украинцы не видят возможности для реализации собственного творческого и предпринимательского потенциала на родине, закономерно, что они стремятся туда, где для них открываются интересные перспективы", — вздыхает Марков. По его словам, Украина постепенно превращается в эмиграционный коридор с востока на запад, а все потому, что здесь не созданы условия для нормальной предпринимательской активности.
Скверный бизнес-климат, конечно, не единственная причина. Молодые украинцы бегут еще и от бытового хамства и социальной агрессии со стороны сограждан. Кого-то беспокоит невозможность защитить частную собственность в Украине. Кто-то разочаровался в местных политиках. Предприниматели ищут новые рынки сбыта. Но основной фактор для молодежи — невозможность самореализации на родине.
Результаты проведенного Фокусом блиц-опроса украинцев, создавших собственные компании в других странах, свидетельствуют о том, что почти все они сперва предпринимали попытки реализовать свои идеи на родине, но неизменно натыкались на многочисленные бюрократические барьеры. "Работать в Украине — значит постоянно доказывать чиновникам, что не делаешь ничего противозаконного, а это утомляет и почти не оставляет сил для бизнеса", — говорит владелец нескольких международных риелторских web-ресурсов Константин Попов. Он переехал в Польшу в 2010 году, получил временное гражданство и утверждает, что западные соседи создали благодатную почву для развития его проектов.
А еще в 2005–2007 годах Украина была объектом интереса для множества западных компаний. Их энтузиазм был вполне оправдан: растущие рынки, не слишком требовательные потребители, приученные местными торговцами к 300-процентным наценкам, дешевая рабочая сила и символическая по европейским меркам стоимость раскрутки. Тогда зарубежный бизнес шел в Украину. Теперь происходит обратное. Уходят не только иностранцы — бегут отечественные бизнесмены, забирая с собой не только капиталы, но и идеи.
Чемоданное настроение
Топ-5 причин плюнуть и уехать
– Невозможность самореализации в Украине
– Бюрократия, коррупция, налоги, госрегулирование
– Бытовая агрессия
– Правовая незащищенность
– Неверие в перспективы Украины
– По данным блиц-опроса Фокуса среди предпринимателей
Алла Ежова, Фокус