В ногу с Кремлем. Зачем Фирташ остановил свои химзаводы

Черкаский "Азот" / Фото: cknews.info
Черкаский "Азот" / Фото: cknews.info

Остановка химзаводов Дмитрия Фирташа грозит срывом посевной кампании и стала ответом на принятие невыгодного для него закона о рынке газа

Group DF объявила об остановке своих заводов по производству удобрений — Черкасского и Ровенского "Азотов". В прекращении работы предприятий группа обвиняет депутатов Народного фронта и "их представителей во власти". Остановка этих активов означает уход Group DF с рынка азотных удобрений, так как принадлежащие группе концерн "Стирол" и Северодонецкое объединение "Азот", расположенные в Донбассе, были остановлены еще в мае прошлого года из-за боевых действий.

Главной причиной остановки предприятий в Group DF называют незаконный, по их мнению, арест 500 млн кубометров принадлежащего предприятиям газа за долги перед НАК "Нафтогаз Украины". Арест был наложен в рамках досудебного расследования, начатого МВД по факту растраты госимущества должностными лицами Нафтогаза в особо крупных размерах, в том числе в сговоре с компаниями группы Ostchem. В частности, по версии следствия, Ostchem должен вернуть Нафтогазу 5,7 млрд грн за незаконно использованный газ.

Впрочем, истинная причина прекращения работы "Азотов" — это очередной виток газовой войны с Россией, уверен директор энергетических программ центра "НОМОС" Михаил Гончар. "Решение остановить "Азоты" последовало сразу же после заявления главы Газпрома Алексея Миллера о претензиях к Нафтогазу", — говорит он.

Разделяй и властвуй

Попытки ослабить влияние Group DF правительство предпринимает уже давно. Так, в феврале у структур Фирташа отобрали лицензии на разработку титановых месторождений в Житомирской области и разорвали договора аренды Иршанского и Вольногорского ГОКов, которые снабжали сырьем "Крымский титан" (сегодня — Ukranian chemical products). Group DF пыталась обжаловать решение государства в суде, но на днях Высший хозяйственный суд Украины окончательно отказал Ukranian chemical products в продлении срока аренды Вольногорского ГОКа.

"Удобрения Ostchem на мировых рынках конкурентоспособны лишь в случае очень низких цен на газ"


Владимир Лановой
экс-министр экономики
Fullscreen
Владимир Лановой экс-министр экономики

А 30 апреля президент Украины подписал Закон "О рынке природного газа". Он разделяет деятельность компаний, связанных с управлением газовой инфраструктурой, и вертикально интегрированных структур, занимающихся добычей и поставками природного газа. Кроме того, закон предусматривает право частных структур пользоваться государственными газораспределительными сетями исключительно на платной основе. Таким образом, в собственности Фирташа, владеющего двумя третями газораспределительных компаний страны, останутся лишь офисы облгазов.

Неприкосновенный азот

До сегодняшнего дня власти не спешили трогать азотный бизнес Фирташа. Так, согласно ежемесячным данным Нафтогаза по объемам потребления голубого топлива, самые высокие превышения установленных Кабмином лимитов потребления были в Ровенской и Черкасской областях. Именно там расположены принадлежащие Фирташу "Азоты" (газ — это основное сырье для синтеза аммиака, из которого, в свою очередь, производят азотные удобрения). К примеру, в апреле по Ровенской области лимиты были превышены на 235% (потреблено 70,4 млн кубометров вместо запланированных 21,1 млн). Даже сейчас, на пике противостояния Фирташа с Нафтогазом, глава НАК Андрей Коболев согласен поставлять сырье предприятиям группы Ostchem на условиях предоплаты, несмотря на неурегулированную задолженность.

Причины лояльного отношения правительства к химическим активам олигарха очевидны. Главный фактор, который заставляет Нафтогаз идти на уступки Фирташу, — это несколько тысяч сотрудников предприятий. Прекращение им выплат зарплат чревато обострением социальной нестабильности в стране.

Прекращение выплат зарплат нескольким тысячам сотрудников предприятий Фирташа чревато обострением социальной обстановки в стране

Кроме того, в собственности Ostchem находятся четыре из пяти крупнейших заводов страны по производству азотных удобрений. Их остановка грозит срывом посевной. С одной стороны, спрос на удобрения находится в стадии сезонного спада и из-за этого цена на них существенно упала по сравнению с весенним периодом. С другой стороны, уже нужно начинать накапливать запасы на осень, поясняет эксперт аграрных рынков ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Виталий Кордыш. Остановка активов в короткий период снижения спроса дает возможность Фирташу поиграть мускулами и при этом не понести существенных потерь. "Если заводы не возобновят работу ближе к началу осенне-полевых работ, возникнет существенный дефицит. Это приведет к стремительному росту цен на удобрения", — говорит Кордыш.

Война продолжается

"Правительство берут в тиски", — считает Гончар. С одной стороны, 4 июня, по словам Миллера, Газпром предоставит Нафтогазу документ о невыборке газа по принципу "бери или плати", который содержится в контракте 2009 года, и выставит штраф на $8 млрд. С другой стороны, северные соседи пытаются разжечь внутри страны социальный протест. При этом, по словам Гончара, прокремлевские политтехнологи подадут остановку предприятий Ostchem как давление коррумпированного правительства на честный бизнес.

По мнению Гончара, открыто выступив в газовой войне на стороне россиян, Фирташ решил пойти ва-банк. Принятие Закона "О рынке природного газа" и его последующая имплементация существенно затрудняют схемы со списыванием потребленного промышленностью газа на бытовых потребителей, покупающих газ по значительно более низкой цене.

А в случае прозрачного рынка газа бизнес по производству удобрений Фирташу особо не интересен. "Удобрения Ostchem на мировых рынках конкурентоспособны лишь в случае очень низких цен на газ", — поясняет экс-министр экономики Владимир Лановой. Это доказывает тот факт, что во времена расцвета РосУкрЭнерго в середине 2000-х Украина была одним из лидеров по экспорту азотных удобрений на мировом рынке. Но как только власти стали отказываться от посредничества олигарха в поставках российского газа, объемы экспорта удобрений и прибыльность активов Фирташа начали резко падать.