От Гильгамеша до Уолл-стрит. Как чешский профессор заново знакомит мир с экономикой

Фото: edaz.wz.cz
Фото: edaz.wz.cz

Профессор Томаш Седлачек о ВВП, мудрости фараонов и экономистах, напоминающих христиан из Средневековья

"Политические проблемы неразрешимы, а экономические — непостижимы", — как-то сказал экс-премьер Великобритании Алек Дуглас-Хьюм. Фокус расспросил известного чешского экономиста о том, что дает его книга желающим расширить свои знания по экономике и что увидит в Ветхом Завете внимательный экономист.

Fullscreen

КТО ОН

Профессор экономики в Карловом университете, философ, ведущий макроэкономист Чехословацкого торгового банка, экс-советник первого чешского президента Вацлава Гавела. В 2006 году журнал Yale Economic Review включил Седлачека в пятерку самых перспективных молодых экономистов (Young Guns: 5 Hot Minds in Economics)

ПОЧЕМУ ОН

Книга Седлачека "Экономика добра и зла. В поисках смысла экономики от Гильгамеша до Уолл-стрит", ставшая бестселлером в Чехии, Германии и Швейцарии, вышла на русском языке

Почему и когда вы увлеклись экономикой?

— Меня всегда интересовали исключительно интересные вещи (смеется. — Фокус). Поначалу экономика казалась мне крайне скучной областью знаний, с которой я бы ни за что не связал жизнь. Но постепенно я пришел к противоположному выводу: экономика — идеальная точка отсчета для участия практически в любом деле. Экономика — это совершенная религия, замаскированная от невежественного взгляда. Она стала частью нашей жизни, а ее изучение иначе как увлекательным приключением не назовешь. С ней вы получаете возможность заниматься, чем угодно: математикой, бизнесом, философией, политикой, психологией, мифологией, правом, этикой, антропологией, теологией, теорией науки, литературой, искусством, даже историей теоретической физики. У меня появилось хобби, приносящее прибыль, — я нахожу связь между этими областями, невидимые нити, с помощью которых можно соединить высокое и низкое, даже экономику и поп-культуру.

Как быстро вы осознали необходимость сформировать новое понимание экономики?

— Задолго до того, как это стало трендом, то есть задолго до финансового кризиса, когда рухнули основные экономические догмы.

Меня интересовали две основные области знаний — философия и экономика. Я посвятил бакалаврскую работу экономическим взглядам Фомы Аквинского. Эта работа стала настоящим синтезом экономики, этики, философии, богословия. Я осознал, насколько захватывающим может быть такой подход.

Даже до кризиса все мы, экономисты, грезили о некой потерянной парадигме, мечтали о чем-то, что открыло бы новую страницу в экономике, что приравнивалось бы к революции Коперника в астрономии, или к тому, что сделал с классической ньютоновской физикой Эйнштейн, или к экзистенциалистскому движению, нарушившему покой сухой аналитической философии того времени.

Я считаю, что экономика должна фокусироваться не на прибыли, не на ВВП, а на людях. Этот новый подход Дейдра Макклоски, мой научный кумир, называет "гуманистикой". Мне это нравится.

"Последний по времени экономический кризис показал, что экономисты предсказывать будущее попросту не умеют. Им не удалось предугадать его приход и размах. Несмотря на то, что такие сбои случаются у экономистов достаточно часто, их по-прежнему вынуждают делать предсказания или они сами настойчиво продолжают их выдавать — в отличие от представителей других общественных наук. Социологи, политологи, юристы, психологи или философы не очень-то спешат выступать в роли провидцев, в лучшем случае они предлагают некое свое видение. Почему бы и экономике не быть столь же сдержанной? Почему она с (не)точностью до десятой доли процента дает оценки роста (падения) ВВП, инфляции, безработицы и цен на квартиры? Во-первых, такие прогнозы служат формированию спроса; во-вторых, экономика демонстрирует заметные усилия, чтобы как можно больше быть похожей на физику, точную науку о неодушевленных объектах, которая, вероятно, ближе всех подошла к предсказанию будущего"

Из книги Томаша Седлачека "Экономика добра и зла. В поисках смысла экономики от Гильгамеша до Уолл-стрит"

Не спорю, наука об увеличении прибыли и ВВП может быть полезна, но исключительно как инструмент для служения человечеству. Лишите прибыль и ВВП необходимости поддерживать развитие человечества, и вы окажетесь в беде.

Мне кажется, что сообщество экономистов чем-то напоминает христиан в средние века. Мы больше не хотим верить в католическую догму, однако ни Яна Гуса, ни Уиклифа, ни Лютера у нас нет под рукой. В нынешнее верить не хотим, а ничего лучше у нас пока не появилось.

Несколько лет вы консультировали правительство своей страны. Чему научил вас этот опыт?

— Да, я действительно был экономическим советником президента Вацлава Гавела, позже — советником министра финансов, спустя какое-то время стал членом национального экономического совета правительства. Но я никогда не был политиком, никогда не вступал в партии, всегда оставался независимым экспертом. Я решил, что не должен увязнуть в чем-то одном. Поэтому стал комбинировать занятия наукой, политикой и бизнесом, не превращаясь при этом ни в политика, ни в ученого, но оставаясь достаточно близко от всего этого, чтобы быть в курсе происходящего, слушать, говорить. И влиять, не имея власти. Психологическое влияние всегда представляло для меня гораздо больший интерес, чем власть.

Помните ли, когда именно у вас возникла мысль о том, что вы должны осчастливить человечество своей книгой?

— О нет (смеется. — Фокус). У меня никогда не было таких амбиций. Писать я начал в научных целях, а потом просто не смог остановиться, пока не дописал книгу, которую никогда не планировал публиковать. Но какие эмоции я испытал, когда во многих странах она была признана противоречивым бестселлером! Ведь вопрос, который всегда казался мне личным извращением, перерос в большую дискуссию. Меня радует то, что количество моих единомышленников растет, что все больше людей мыслят критически, стараются оставаться открытыми для новых знаний и не напяливать на нос узкие аутичные очки нашего времени, эпохи интеллектуальной специализации и полного невежества по отношению ко всему остальному.

Честно говоря, я долго старался не смешивать экономику и философию. Днем работал экономистом — специалистом, который прогнозирует инфляцию и рост процентных ставок, интерпретирует настроение и капризы рынков, отслеживает движения показателя ВВП. Одним словом, день за днем я продолжал делать свою работу. А вечерами, когда все вокруг замедлялось, я отрывал телефонную трубку от уха, открывал какую-нибудь философскую книгу и начинал размышлять о том, что на самом деле происходило в течение дня. Никогда бы не подумал, что мир может заинтересоваться сомнениями, посещавшими этого экономиста долгими вечерами.

А затем грянул кризис и, как большой адронный коллайдер, смешал все в одно.

Одним из источников в вашей книге стал Ветхий Завет. Какие еще источники вы использовали в работе над этой книгой?

— Изучать экономику с Ветхим Заветом — невероятно увлекательно. Но я решил не ограничиваться одним ресурсом и зашел настолько далеко, насколько это вообще было возможно. Мое исследование начинается с "Эпоса о Гильгамеше", который стал первой экономической трактовкой в истории.



Томаш Седлачек: "Экономика — это совершенная религия, замаскированная от невежественного взгляда"
Fullscreen
Томаш Седлачек: "Экономика — это совершенная религия, замаскированная от невежественного взгляда"

Во многих ранних литературных произведениях можно найти впечатляющие примеры нестандартного мышления. К примеру, первый когда-либо зафиксированный образец ведения бизнеса описан в ветхозаветной Книге Бытия, в главе 42. Сон фараона о 7 тучных и 7 тощих коровах — это первый в истории человечества макроэкономический прогноз о 7 хороших годах, за которыми последует 7 лет спада ВВП. Как вы помните, в той ситуации люди поступили мудро: они не потребляли богатства первых 7 лет, сохранили их, и благодаря этому удалось избежать кризиса в последующие сложные годы. Мы в своем XXI веке поступили бы гораздо примитивнее, чем герои этой истории.

Название книги — довольно провокационное.

— Экономика не просто не существует отдельно от Бога и злого начала, она и есть тем, что создает добро и зло. Экономика — это новая этика или даже религия, что-то, что дает нам надежду, страх, не только держит вместе, но и разделяет нас. Мы делали вид, что в экономике нет добра и зла, что она вне этого круга, — это и было самой большой ловушкой.

Какие мысли посещали вас, экономиста, когда вы писали о том, что людям не стоит полностью полагаться на прогнозы ваших коллег?

— Я прекрасно понимал, о чем пишу. Притворяться уверенными в условиях фундаментальной неопределенности очень, очень опасно.

Вы преподаете экономику. Назовите основную проблему студентов-экономистов.

— Многие не видят связи между теорией из учебников и реальностью — поп-фильмами, телешоу, искусством, политикой. Я заметил, что часто студенты просто бездумно повторяют то, что прочли в учебнике или услышали от святоши-преподавателя. Иногда кажется, что такие студенты учатся исключительно ради денег, а не ради того, чтобы познать окружающий мир.

Вашу книгу многие называют попыткой обрести смысл экономики. Если людям это удастся, поможет ли это в поисках смысла жизни?

— Не поможет. Экономику часто переоценивают. Мы считаем, что она все отрегулирует, приведет нас в светлое будущее, даст нам баланс между личной жизнью и работой, гарантирует уход за старыми, бедными, слабыми и нуждающимися, даст нам смысл жизни. Нет. Потому что мы должны сделать это все сами. В случае чего, экономика может лишь затруднить наш путь.

Я давно уяснил: некоторые вещи можно понять, только отказавшись от имеющихся клише. Своих студентов мне часто приходится не учить, а именно отучивать.

Стоит ли читателям ждать продолжения этой книги?

— Да, работа над второй частью идет полным ходом.