Тревожные сигналы. Почему не выполняется план по доходам госбюджета и причем здесь курс гривни

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Фокус выяснил, почему с наполнением госказны в 2019 году возникают проблемы и какие риски несет укрепление гривни

Related video

Пока в информационном пространстве не утихает шумиха вокруг каждого шага нового президента и обучения "слуг народа" в Трускавце, экономика подает тревожные сигналы, которые, зачастую, остаются незамеченными.

Так, по данным Государственного казначейства Украины в июне 2019 года госбюджет недополучил около 17,3 млрд грн, что составляет 17,8% от плана. В июле казначейство зафиксировало минус в доходной части около 3 млрд (4,2% от плана). В целом же, за январь-июль 2019 года план по доходам недовыполнен на 30,7 млрд (5,1%).

Неприятная тенденция может обостриться к концу года. Ведь в первом полугодии 2019 года в госбюджет зашли единоразовые большие перечисления, которые заметно повлияли на статистику.

Как отмечает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE-Украина" перечисление в бюджет дивидендов НБУ на сумму 64,9 млрд грн в апреле и мае подбросило показатель доходов, но на конец июня положительный эффект от этого себя исчерпал.

В июле несколько улучшить показатели доходной части, по всей видимости, помогло перечисление 8,2 млрд грн дивидендов за 2018 год госкомпании НАК "Навтогаз Украины". Суммарно в 2019 году Навтогаз уже направил в госбюджет 12,3 млрд грн, что составляет 90% от чистой прибыли компании за прошлый год. То есть, этот источник уже также практически исчерпан.

"На вторую половину года приходятся как и наибольшие расходы бюджета, так и риски недовыполнения доходов от импортного НДС из-за незапланированного сильного укрепления гривни", - отмечает Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии.

При этом намеченная реформа налоговой и таможни, по мнению собеседника Фокуса, даст позитивный эффект лишь в следующем году, тогда как в текущем, наоборот, более вероятна временная потеря доходов в процессе реформирования служб.

Источники оскудения

Отставание от плана наблюдается по целому ряду налогов и сборов. Как отмечает Тарас Котович, старший финансовый аналитик группы ICU, в основном недопоступление доходов наблюдается по НДС с отечественных товаров, акцизу на табачные изделия и ренте на добычу природных ресурсов. Также эксперт обращает внимание, что в этом году возмещение НДС происходило в очень значительных объемах - 83,7 млрд грн, тогда как за первое полугодие 2018 года возместили почти на 20 млрд грн меньше.

"Доходы от НДС с учетом бюджетного возмещения экспортерам в июне упали на 17% по сравнению с прошлым годом, - детализирует Евгения Ахтырко, аналитик инвесткомпании Concorde Capital. - Это произошло из-за высокого объема возмещения НДС (+41% год к году), тогда как рост доходов от НДС без учета возмещения был довольно высоким - 19,9%".

В целом же Евгения Ахтырко видит проблему в очень слабом росте доходов бюджета, который в июне составил 0,8% год к году, тогда когда рост расходов госбюджета только усилился и достиг 19,5%. То есть, дефицит образуется из-за диспропорции роста доходов и расходов.

В числе причин, которые привели к такой ситуации, Виктор Шулик называет слабую деловую активность по сравнению с ожиданиями и определенные манипуляции с доходами части населения и компаний. Ведь из-за риска потерять субсидию на оплату "коммуналки" многие граждане предпочитают скрывать уровень доходов, а метод "кнута" в виде повышения штрафов за неофициально работающих в этом случае не помог.

Еще один источник проблем - теневая экономика. Как отмечает Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований, из-за коррупции на таможне Украина ежегодно недополучает $4-5 млрд.

Усугубляет ситуацию традиционное невыполнение плана по приватизации. Напомним, в 2019 году в Украине наметили продать госсобственности на 17,1 млрд грн, вместо этого в первом полугодии выручили только 0,3 млрд грн. Похожая ситуация повторяется уже несколько лет подряд.

Вряд ли положение дел с приватизацией улучшиться до конца 2019 года. "Инвесторы пока выжидают формирования нового правительства и начнут смотреть в сторону Украины только когда ситуация стабилизируется и будет ясен вектор дальнейшего развития государства", - говорит Егор Киян.

Чтобы компенсировать недопоступление доходов, государству приходится больше одалживать. И как отмечает Киян, план на 2019 год относительно размещения облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) в 202 млрд грн в Украине уже превысили на 31 млрд грн. Деньги одалживают под высокую ставку около 17% годовых. В будущем возврат этих долгов может создать проблемы для госфинансов.

Обратная сторона сильной гривны

Курс гривны к доллару, который летом 2019 года не может не радовать украинцев, в свою очередь сыграл с главной финансовой сметой страны злую шутку.

"Укрепление гривны сейчас происходит через агрессивный спрос на государственные облигации в гривне (ОВГЗ), падение энергетических цен на внешних рынках и стабильный рост поступлений переводов от украинских гастарбайтеров, - обобщает Дмитрий Боярчук. - При прогнозе на 2019-й год эти факторы недооценили и именно поэтому курс гривны сейчас выше, чем ожидали".

Напомним, госбюджет сверстали с учетом курса 29,4 UAH/USD, тогда когда к концу июля НБУ установил официальный курс 25,09 UAH/USD. То есть, в основном благодаря иностранным инвесторам, которые для покупки гривневых ОВГЗ продают много валюты, ее предложение в Украине превысило спрос и доллар ощутимо просел.

Вместе с тем госбюджет уже несколько лет верстается с учетом заниженного курса гривны к доллару, что говорит о сложностях с прогнозированием в украинском Кабмине. Евгения Ахтырко объясняет это сравнительно небольшим временным отрезком существования экономики в условиях свободного курсообразования. "Риски остаются высокими, их возможная реализация обязательно отражается на обменном курсе, поэтому возникает соблазн заложить в бюджет курс повыше для подстраховки", - говорит аналитик.

В 2019-ом на ситуацию также мог наложиться политический фактор, который уж точно не учитывался при составлении госбюджета. "В период подготовки сразу к двум избирательным компаниям курсовая стабильность и сильная национальная валюта были в приоритете, даже если при этом рос дефицит счета текущих операций платежного баланса", - считает Виктор Шулик. По его мнению нацвалюта укреплялась различными инструментами, в числе которых привлечения иностранных инвестиций на короткие сроки. А эти деньги скоро придется возвращать.

Из-за расхождения плановых и реальных показателей курса гривни в бюджете возникают перекосы. Как отмечает Тарас Котович, старший финансовый аналитик группы ICU, более сильная гривня, чем предполагалось при планировании бюджета, приводит к недовыполнению поступлений по налогам на импорт и тем налогам, по которым ставки установлены в валюте (например, акцизный сбор).

Не их дело

Проблемы с наполнением госбюджета, которые могут обостриться к концу года, придется решать не сегодняшним чиновникам, а новосозданному правительству. Хорошо, если оно продолжит сотрудничать с МВФ и будет следовать рекомендациям фонда. Если при этом сохранится независимость НБУ, такой опасный инструмент финансирования бюджетного дефицита, как включение печатного станка, вряд ли будет задействован.

Не исключено, что бюджет 2019 года осенью придется пересматривать. Впрочем, опрошенные Фокусом эксперты успокаивают, что ощутимо "резать" государственные расходы скорей всего не станут. "Вероятность секвестра бюджета невысока, - считает Евгения Ахтырко. - Скорее всего, в ручном режиме будут регулироваться не критические статьи - капитальные издержки и т.п".

По мнению Виктора Шулика слабым звеном может стать стоимость и доступность рефинансирования долгов. "Последние годы финансирование дефицита бюджета с помощью долговых инструментов активно использовалось, но этот механизм имеет предел, так как растут расходы на обслуживание долга", - заключает эксперт. Но, опять же, забота о возврате долгов, годовой план по которым уже перевыполнен, ляжет на плечи уже нового Кабмина.