Что получилось у Зеленского, а что нет: детенизация, дороги и мосты, сотрудничество с МВФ
Фокус изучил экономические инициативы за два года президентства Владимира Зеленского и выяснил, что заработало, а что так и осталось нереализованным.
Будучи кандидатом в президенты, Владимир Зеленский щедро раздавал обещания. Однако необходимость борьбы с коронавирусом и спровоцированным пандемией падением экономики вынудила президента пересмотреть амбиции и сосредоточиться на антикризисных мерах, которые оказались отнюдь не безуспешны.
"Главное достижение в экономической политике Украины — поддержание разумной макроэкономической стабильности. Международные валютные резервы выросли, а инфляция в 2020 году была ниже, чем когда-либо. Учетную ставку НБУ понизили вместе с инфляцией, а дефицит бюджета сохранили умеренным", — говорит Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Atlantic Council.
Однако в перечисленном экспертом нет непосредственной заслуги самого Зеленского. Стабильность финансовой системы удалось сохранить благодаря грамотным действиям НБУ. Обслуживание госдолга и избежание дефолта — заслуга Минфина. А сокращение торгового дефицита (преобладания импорта над экспортом), что способствовало устойчивости гривны, произошло из-за сильного проседания импорта в условиях пандемии вообще без участия власти.
Открытие рынка сельхозземли. Земле — волю
Предвыборная программа Зеленского предполагала открытие рынка сельхозземли. И вопреки политическому сопротивлению, "зеленым" в марте 2020-го удалось провести через парламент закон №552-IX, который с 1 июля 2021 года открывает возможность продавать и покупать участки сельхозназначения.
Единственной программой, реально поддержавшей экономику времен Зеленского, остается "5–7–9" для малого и среднего бизнеса
"Принятие Закона об обороте земель сельхозназначения стало историческим событием для Украины. Наконец конституционные права землевладельцев будут восстановлены, а развитие агросектора перейдет на высшую траекторию развития", — говорит Олег Нивьевский, эксперт KSE. Собеседник Фокуса уточняет, что до 2024 года приобретать сельхозземлю смогут только физлица и не более 100 га "в одни руки", а юрлиц допустят с 2024-го с ограничением в 10 тыс. га. По расчетам KSE, если малые фермеры получат доступ к кредитным ресурсам, ВВП страны в течение следующих трех-пяти лет дополнительно увеличится на $2,2 млрд.
Впрочем, за красотой исторического момента скрываются проблемы, которые требуют решения. Вызывает опасение сохранение атмосферы напряженности и недоверия вокруг реформы. По словам Вячеслава Черкашина, старшего аналитика Института социально-экономической трансформации, власть полностью провалила коммуникационную поддержку запуска рынка земли, из-за чего с реформой у граждан связаны негативные ожидания.
В быстром экономическом эффекте некоторые эксперты также сомневаются.
"Пока будут происходить тренировка и отработка механизмов функционирования рынка, — считает Глеб Вышлинский, исполнительный директор ЦЭС. — Также земля сельхозназначения может стать новым направлением инвестирования для физлиц, что особенно актуально на фоне ограниченного набора доступных инструментов".
ВажноКак отмечает Нивьевский, кроме названного закона об обороте земли "земельный пакет" насчитывает около десяти законов и законопроектов, комплекс мер по повышению прозрачности управления земельными ресурсами и почти пятьдесят подзаконных актов. Впереди — долгая работа по их доработке и внедрению.
Способность государства запустить эффективный земельный рынок в Украине, увы, вызывает сомнения.
"Рынок земли может умереть в зачаточном состоянии и превратиться в нечто похожее на украинский фондовый рынок, который скорее выступает инструментом для сделок и "оборудок", чем реальным рынком", — выражает опасения Егор Киян.
Дороги и мосты
Одним из амбициозных обещаний команды Зеленского было ускорение экономического роста. В программе Алексея Гончарука, первого премьер-министра от "зеленых", шла речь об увеличении ВВП Украины на 40% за пять лет. Однако уже в конце 2019 года вместо ускорения наметилась рецессия. С ноября начали проседать показатели промпроизводства, а в I квартале 2020-го проявилась отрицательная динамика ВВП. Эпидемия коронавируса и карантин и вовсе похоронили мечты о быстром экономическом прорыве. Ведь из-за вынужденного простоя многих бизнесов во II квартале 2020 года экономика обрушилась на 11,2%.
Возможность рефинансирования ранее выданных бизнесу займов стала одной из форм поддержки экономики
Оживлять экономику решили вливанием бюджетных денег в инфраструктурные проекты — строительство дорог, мостов и др. В 2020-м на это выделили более 120 млрд, в том числе 24 млрд грн — из бюджетного фонда борьбы с коронавирусом. В результате построили около 4 тыс. км дорог, возвели или отремонтировали более 100 мостов.
"Государственные инфраструктурные проекты — классический рецепт преодоления экономической рецессии. На ВВП страны их реализация оказывает более мощный положительный эффект на каждую потраченную из бюджета гривну в сравнении с расходами социальной направленности", — объясняет логику власти Сергей Николайчук, руководитель департамента макроэкономических исследований группы ICU. Действительно, по оценкам НБУ, вливания в "большую стройку" добавили к ВВП около 1,4–1,5 процентных пункта. Исходя из этой логики, без программы по итогам 2020 года экономика упала бы не на 4%, а на 5,4–5,5%.
Официальную точку зрения разделяют не все эксперты. По мнению Егора Кияна, экономического эффекта от строительства дорог в текущий момент быть не может, так как дороги не способны генерировать дополнительную прибыль и имеют свойство быстро выходить из строя. Да и масштаб начинания явно преувеличен — как отмечает Киян, в Украине не реализуют мегапроекты ради всеобщей пользы для страны или региона, а попросту латают дыры на дорогах, чем, собственно, и должно заниматься государство.
За красивой оберткой в виде новых дорог скрываются куда менее приятные последствия "большой стройки".
"В условиях недостаточности собственных средств и ограниченного доступа к дешевым ресурсам финансировать инфраструктурные проекты отчасти приходится за счет дорогих для Украины долговых привлечений, что стало одним из главных факторов резкого роста соотношения госдолга к ВВП в 2020 году, — объясняет Николайчук. — Этот фактор сегодня препятствует снижению стоимости заемных средств на рынке".
Сотрудничество с МВФ. Кредиторам – диалог
С начала президентства Владимир Зеленский повторяет, словно мантру, заверения о продолжении сотрудничества с МВФ. Летом 2020 года власть отрапортовала об успешном согласовании с фондом новой программы кредитования Stand-By, которая предполагает получение $5 млрд на протяжении полутора лет. Однако после поступления в Украину первого транша $2,1 млрд программа прочно стоит на паузе.
Как отмечает Андерс Аслунд, украинские официальные лица снова и снова заявляют о выполнении всех условий МВФ и скором получении финансирования, хотя это не соответствует действительности и подрывает доверие к украинскому правительству.
Впрочем, сложности в отношениях Украины и МВФ — отнюдь не новость. "Как и предшественник, Зеленский видит в МВФ зло, ограничивающее свободу верховного правителя, на уступки которому нужно идти, только когда заканчиваются деньги, — объясняет логику украинской власти Глеб Вышлинский. — Но, в отличие от предшественника, Зеленский хуже понимает макроэкономические взаимосвязи и не чувствует, когда популизм и уступки влиятельным группам создают угрозу нового финансового кризиса".
По мнению Черкашина, в политическом и экономическом "бомонде" сейчас набирает вес прослойка "интеллектуальных ястребов", считающих сотрудничество с МВФ вредной практикой. Не исключено, что их позиция возьмет верх, и тогда приостановку сотрудничества с фондом преподнесут не как следствие провала реформ, а как достижение независимости от внешнего влияния.
Кредитная история: "Доступные кредиты 5–7–9" "Ипотека под 7%"
Гражданам и предпринимателям Владимир Зеленский на заре политической карьеры обещал доступные кредиты. На момент избрания Зеленского президентом миссия выглядела невыполнимой. Средние ставки по кредитам для бизнеса тогда составляли 19–25% годовых. Выполнить обещание "зеленые" решили за счет направления средств госбюджета на компенсацию банкам разницы между рыночной и льготной ставками по кредитам. По такому принципу работает стартовавшая весной 2020 года госпрограмма "Доступные кредиты 5–7–9" для предпринимателей. Весной 2021-го аналогичным образом запустили госпрограмму "Ипотека под 7%".
Хотя "большая стройка" помогла ВВП за 2020 год не обвалиться на 5,5%, эксперты не видят в программе спасения экономики
Поначалу программу "5–7–9" было сложно назвать массовой. Многие предприниматели не соответствовали ее критериям или попросту не могли или не хотели предоставить банку залог. Однако в разгар коронакризиса программу начали использовать как некий спасательный круг для бизнеса.
"Включение в программу возможности рефинансирования ранее выданных займов стало одной из форм поддержки экономики, — говорит Михаил Демкив, финансовый аналитик группы ICU. — Заемщики получили финансовую паузу в непростых условиях, а программа, изначально нацеленная на создание рабочих мест, переориентировалась на их сохранение. Это позволило нарастить объемы кредитования по программе, которые сначала были довольно скромными".
Как отмечает Демкив, многие из имеющихся заемщиков могли перестать обслуживать свои кредиты, если бы не поддержка в рамках программы "5–7–9%" за счет налогоплательщиков. То есть финансовой системе инициатива также помогла пережить кризис. Теперь же на смену рефинансированию старых кредитов банки в рамках программы все больше кредитуют развитие бизнеса.
О результативности доступной ипотеки говорить еще рано. По отзывам опрошенных Фокусом банков, пока выдаются лишь единичные кредиты по программе. Ведь потенциальным заемщикам сложно подтвердить свои доходы, но сложности связаны и с ограничением по выбору объекта для покупки в ипотеку, о чем Фокус писал в номере от 23 апреля 2021 года.
Детенизация экономики и прочее
Избирательная риторика Владимира Зеленского пестрила тезисами о борьбе с коррупцией, детенизации экономики, создании равных условий для всех игроков рынка, улучшении инвестиционного климата. Однако инициативы в этом направлении носили косметический характер. Иными словами, никаких системных изменений приход к власти Владимира Зеленского не принес.
В частности, Зеленский запомнился своим выступлением на экономическом форуме в Давосе, где он анонсировал программу "инвестиционная няня", которая предполагает персонального менеджера и контракт с государством для инвесторов, вкладывающих в украинскую экономику более $100 тыс. А в сфере детенизации наиболее резонансной и неоднозначной инициативой стало введение для предпринимателей обязательного использования кассовых аппаратов (регистраторы расчетных операций или РРО) с 2021 года. Из-за массовых протестов представителей малого и среднего бизнеса пока реализацию инициативы отложили на год.
Важно"Шаги сделаны, но малозаметные, — говорит о политике власти в этой сфере Егор Киян. — Детенизация происходит за счет малого и среднего бизнеса, игнорируя большой, либерализация граничит с ручным управлением, гарантии для инвесторов даются на фоне спонтанности решений власти". При этом собеседник Фокуса считает одним из главных провалов в экономической политике последних лет сокращение поступления в страну прямых иностранных инвестиций.
По мнению Вячеслава Черкашина, не работающие проекты "инвестняня" и "сдай коррупционера — получи премию", мрачные инициативы по кассовым аппаратам — крайне неблагополучный фон для победной риторики власти.
"Главный провал — потеря социального капитала молодого президента-реформатора, который мог бы привлечь в Украину инвестиции. Поэтому даже без ковида темпы роста экономики при Зеленском оставались бы такими же низкими, как и при Порошенко", — заключает Глеб Вышлинский.