Тариф на час. Как снижение тарифов для населения усугубляет долговой кризис

Электрощиток
Фото: УНИАН | Государство должно было отказаться от ручного регулирования цен для населения, однако пока происходит обратное

Неожиданно для бытовых потребителей с 1 октября 2021 года подешевеет электроэнергия. Разрыв между ценой для населения и реальной рыночной ценой растет. Кто оплатит этот аттракцион щедрости?

До 1,44 грн за кВт*ч (на 14%) снизится тариф для домохозяйств, которые потребляют менее 250 кВт*ч в месяц с 1 октября 2021 года. Все, что выше лимита в 250 кВт*ч, будет оплачиваться по тарифу 1,68 грн/кВт*ч. Такое решение принял Кабмин 11 августа.

Новые тарифы позволят немного сэкономить. Например, при потреблении 350 кВт*ч в месяц экономия составит 60 грн, или 10,2%

Разработанное Минэнерго постановление "О внесении изменений в постановление Кабмина от 5 июня 2019 года №483 и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабмина", где изложены детали новых тарифов, по состоянию на 13 августа обнародовано не было. Поэтому из-за отсутствия официального документа некоторые эксперты, к которым обратился Фокус, воздержались от комментариев.

Важно
Иногда они уменьшаются. Почему украинцам вернули льготный тариф на электричество

Примечательно, что на этом же заседании Кабмина премьер-министр Денис Шмыгаль не обошел вниманием и тарифы на газ. Он отметил, что НАК "Нафто­газ" на период с 1 октября ­2021-го по 30 апреля 2022 года предлагает гражданам тарифный план "Комфортный сезон" с ценой кубометра в размере 7,96 грн с НДС.

"Это действительно очень выгодное предложение, ведь мы видим, что цены на газ на европейских биржах почти достигли 20 грн за 1 куб. м голубого топлива", — ­отметил премьер. То есть в газовом вопросе, как и в энергетическом, власть директивно пытается обеспечить населению цены ниже рыночных.

Снижение тарифов. Обещания и реальность

"С 1 октября мы снижаем тарифы для абсолютного большинства населения, потребляющего до 250 кВт*ч. Речь идет о 80% домохозяйств. Для людей тариф будет составлять 1,44 грн с НДС. Это станет возможным благодаря внедрению финансовой модели ПСО. Такая модель в Украине вводится впервые и предусматривает, что государственные генерирующие компании, в частности "Укргидроэнерго" и "Энергоатом", становятся ключевыми участниками ее реализации", — такой комментарий Германа Галущенко, министра энергетики, опубликовали 11 августа на сайте Минэнерго.

Электроэнергия Инфографика Fullscreen
Использование электроэнергии - инфографика
Фото: Инфографика: Людмила Лысак

Решение для многих оказалось неожиданным. Ведь в экспертной среде давно говорят о несоответствии тарифов для населения рыночному уровню, из-за чего в энергетике углубляется долговой кризис.

"Можно посчитать реальную стоимость электроэнергии для населения. Биржевая цена составляет 2,1 ­грн/кВт*ч. Добавив тариф на распределение — допустим, 96 коп. (в Николаевской обл.), тариф "Укр­энерго" — 25 коп. и НДС 20%, — мы выходим на обоснованную рыночную цену для населения: около 3,5–4 грн/кВт*ч", — говорит Дмитрий Марунич, энергоэксперт.

В свою очередь Андриан Прокип, эксперт программы "Энергетика" аналитического центра "Украинский институт будущего", напоминает, что последнее повышение тарифов на электроэнергию для населения состоялось в марте 2017 года, и затем почти четыре года тарифы сохранялись на одном уровне вплоть до декабря ­2020-го, когда отменили льготный тариф 90 коп. на первые 100 кВт*ч. Притом инфляция за этот период в совокупности составила около 35%.

Важно
Призрак блэкаута. Грозят ли Украине веерные отключения электроэнергии

Ряд опрошенных Фокусом экспертов называет нынешнее снижение тарифов политическим.

"Сохранение такого тарифа ориентировочно до середины 2022 года должно обеспечить поддержку населением политических проектов власти и президента. Если, допустим, состоятся досрочные выборы в Верховную Раду, партия "Слуга народа" будет спекулировать на том, что снижение тарифов на электроэнергию и газ — их заслуга", — отмечает Юрий Корольчук, эксперт Института энергетических исследований.

С другой стороны, долги населения за потребленную электроэнергию в 2021 году уже достигли 7,6 млрд грн, а за коммунальные услуги в целом — 70 млрд грн. Егор Киян, аналитик по экономическим вопросам МЦПИ, считает повышение тарифов в такой ситуации "дорогой в никуда" и видит выход в улучшении энергосбережения и уменьшении нагрузки на энергоструктуру.

Прощай, рынок

В последние годы Украина, во многом в силу обязательств перед международными партнерами, проводила рыночные реформы на рынке газа и электроэнергии. Основная часть закона о рынке электроэнергии (собственно, запуск рынка) вступила в силу летом 2019 года. В рамках реформы государство должно было отказаться от ручного регулирования цен для населения, однако пока происходит обратное.

Важно
До 2023 Украина полностью откажется от импорта электричества из России, - Кулеба

"Это решение ставит точку в реформах электроэнергетики, потому что ни в одной европейской стране не было прецедента, когда президент или правительство устанавливают цену. Искусственно заниженные цены искажают рынок и позволяют проводить на нем манипуляции. Поэтому нужно переводить всех участников на рыночную модель, а малообеспеченным предлагать субсидии", — считает Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра Разумкова.

Закрывать дыру, которая образуется из-за несоответствия цен рыночному уровню, по словам Омельченко, будут за счет перераспределения средств гос­компаний "Укргидроэнерго" и "Энергоатом", снижения объема субсидий на оплату коммунальных услуг для населения, а также более высоких цен на электроэнергию для промышленности. В связи с этим Андриан Прокип предупреждает, что конечные потребители заплатят за снижение цены на электроэнергию либо ухудшением качества энергоснабжения, либо подорожанием в целом большинства товаров и услуг в стране.

Несмотря на снижение тарифа, риск, что электро­энер­гия подорожает, никуда не делся. Потому что реальная цена выше, чем установленный тариф

Международные партнеры от таких шагов власти тоже будут вряд ли в восторге.

"О новой программе с МВФ теперь можно говорить только весной 2022 года, а ЕБРР и Всемирный банк будут менее активными в работе с потенциальными инвесторами. Позиция Украины в тарифном вопросе может быть жесткой, поскольку денег на субсидии нет, а обед­невшее население наращивает долги. Но нас могут поставить на место", — предупреждает Юрий Корольчук.

Впрочем, несмотря на энергодискуссии, именно суровый МВФ отчасти выступает спонсором тарифной щед­рости властей. Ведь Украина получила возможность закрыть свои внешние обязательства за счет безвозмездного гранта от МВФ в сумме $2,7 млрд в рамках программы стимулирования мировой экономики для пре­одоления кризиса. Это финансирование не предполагает выполнения каких-либо условий государствами-получателями. Соответственно, советы кредиторов пока никому не интересны.