Трудоустроить всех: как поощрить работодателей брать в штат больше лиц с инвалидностью
В Верховной Раде ожидает второго чтения проект закона №5344-д о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прав лиц с инвалидностью на труд. Но тот факт, что документ "отдыхает" в ВРУ уже полтора года, порождает вопросы: готов ли документ для принятия и действительно ли он что-то может изменить на рынке труда для лиц с инвалидностью?
Украинским работодателям не хватает работников: три четверти опрошенных компаний отметили, что испытывают дефицит кадров. В Минсоцполитики советуют активнее привлекать к работе лиц с инвалидностью и создавать равные условия для всех, кто желает работать. Об этом пишет Фокус в своем новом материале "Женщины, лица с инвалидностью и "возрастные сотрудники": где Украине брать рабочие руки".
В министерстве вспомнили о проекте закона №5344-д, который, по мнению чиновников, вводит ряд инструментов для поощрения работодателей трудоустраивать лиц с инвалидностью. Однако юристы говорят, что документ содержит существенные недостатки и не готов к принятию.
В Минсоцполитики советуют активнее привлекать к работе инвалидов и создавать равные условия для всех, кто желает работать
"Документ предлагает зафиксировать много декларативных норм ("государство обязано", "лицам гарантируется пенсия"), которые или уже определены в других законах, или совершенно непонятно, как их воплощать в жизнь, — отметила в комментарии Фокусу партнер EXPATPRO юрист Татьяна Ященко. — В тексте проекта есть немало терминологических несогласованностей, логических повторений, лишних конструкций. Многие формулировки не несут смысловой нагрузки вообще, или предусматривают ссылки на отдельные статьи законов, изменения в которые не вносятся. Многие из предложенных ко второму чтению правок вообще являются техническими".
Юрист обращает внимание, что этот проект закона должен рассматриваться в системной связи с другими законопроектами. В частности речь идет о законопроекте по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (рег. №9570), который не был рассмотрен даже в первом чтении, а также проекте закона об установлении ответственности за препятствование уполномоченным лицам Пенсионного фонда Украины в проведении проверок (рег. №9571), который аналогично был предоставлен только на ознакомление.
Также необходимо принять положения об органе, который будет осуществлять надзор и контроль в этой сфере. Полноценного понимания того, как он будет работать, какие средства необходимы для его содержания, пока нет. К тому же, говорит эксперт, Главное юридическое управление, Научно-экспертное управление аппарата Верховной Рады Украины также обозначили ряд непоследовательный при определении новых понятий, их несогласованность даже в рамках самого проекта закона, с действующими нормативно-правовыми актами.
"Например, по соблюдению норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью (ст. 18-2 проекта закона): норматив считается соблюденным, если такому лицу осуществляется начисление минимальной заработной платы за это время, — говорит Татьяна Ященко. — Далее, по тексту проекта закона, которым вносят изменения в ст. 19 Закона Украины об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине, соблюдение этого же норматива считается выполненным, если размер оплаты труда каждого лица с инвалидностью превышает размер минимальной заработной платы в расчете на одного человека. И таких несогласованностей и непоследовательностей много".
ВажноТакже проект закона предлагает ввести новый целевой сбор с работодателя для наполнения государственного целевого фонда социальной защиты лиц с инвалидностью, продолжает юрист. Практически все работодатели в Украине, которые имеют от восьми работников, будут обязаны его платить, если работодатель не выполнил обязанности по трудоустройству лиц с инвалидностью в соответствии с установленными нормативами (при этом на сегодня у работодателей, которые имеют от 8 работников, есть обязанность создать рабочее место и трудоустроить человека с инвалидностью). На сегодня в случае невыполнения такой обязанности, работодатель платит штраф. Поэтому, делает вывод юрист, предложенный сбор является заменой ответственности, которая есть сейчас.
Юрист: документ не предлагает существенных качественных изменений в работе действующей системы защиты лиц с инвалидностью в Украине, новых механизмов, которые могут усовершенствовать механизмы, способствующие их трудоустройству или получению помощи от государства
"По моему мнению, этот закон во многих аспектах является недоработанным и его принятие сейчас, с разрывом с другими нормативно-правовыми актами, без учета замечаний, приведет к невозможности реального воплощения отдельных положений и еще большей путанице, — резюмировала Татьяна Ященко. — Документ не предлагает существенных качественных изменений в работе действующей системы защиты лиц с инвалидностью в Украине, новых механизмов, которые могут усовершенствовать механизмы, способствующие их трудоустройству или получению помощи от государства для этой уязвимой категории населения, и прямо не стимулирует работодателей это делать". Юрист отмечает: из-за замены ответственности за нарушение по несоблюдению нормативов, появится финансово менее обременительный инструмент — уплата сбора. "Не думаю, что такой закон будет принят, к нему есть целый ряд замечаний от профильных органов, которые не были учтены при доработке проекта ко второму чтению", — резюмировала Татьяна Ященко.
Напомним, что по данным Макроэкономического и монетарного обзора Национального банка Украины, в Украине на рынке труда с начала 2024 года увеличивалось количество вакансий.
Ранее Фокус писал, кого ищут работодатели в прифронтовых областях.