Использовать российский капитал: готов ли Запад передать замороженные активы РФ Украине
Страны G7 сообщили о предоставлении Украине кредита на 50 млрд долларов под залог доходов от арестованных российских активов. Однако сама сумма замороженных активов РФ все еще размещена в нескольких западных странах. Когда партнеры Украины смогут передать эти средства и на какие цели их можно будет использовать?
Страны G7 сообщили о передаче Украине 50 млрд долларов. Речь идет о кредите, который должен обслуживаться за счет доходов от замороженных российских активов.
"Учитывая, что после роста ставок ФРС и ЕЦБ российские обездвиженные активы приносят примерно 5 млрд долларов в год,сумма в 50 млрд определена с запасом, поэтому соглашение является вполне реальным и беспроигрышным для кредиторов. Украина получит условно бесплатный кредит, а кредиторы абсолютную гарантию возврата кредитных средств, поскольку активы, которые являются источником гарантий обслуживания кредита находятся под их контролем. Цели также озвучены: оборонные, бюджетные, социальные и восстановление объектов, которые были разрушены преступными действиями агрессора", — рассказал Фокусу Виталий Шапран, экс-член Совета НБУ.
По его мнению, решение G7 создает прецедент конфискации активов агрессора. Пока речь идет о доходах от этих активов, но с юридической точки зрения при конфискации нет разницы между конфискацией доходов от активов и самих активов, и эта позиция официально была подтверждена должностными лицами Euroclear.
"Поэтому этот прецедент как бы подталкивает ЕС к конфискации российских активов, это очень важно, поскольку в США и Канаде вопрос конфискации российских активов уже решен на законодательном уровне, а в ЕС еще нет. Во-вторых, решение G7 приводит к тому, что большую часть 2025 года Украина будет обороняться, наступать, компенсировать убытки от войны своим гражданам фактически за счет страны-агрессора. Конечно, это только начальный этап, но сам факт, что пул кредитов G7 направлен на противодействие российской агрессии финансируется за счет агрессора, не только создает геополитический парадокс, но и сильно ослабляет РФ и саму идеологию войны", — говорит Виталий Шапран.
Он добавляет: чем больше ущерба будет нанесен Украине, тем меньше активов остается самой РФ и тем больше вероятность, что союзники возьмутся за розыск российских неофициальных фондов — тех средств, которые были украдены путинской командой в российских государственных корпорациях и банках.
Отвечая на вопрос полной и безвозвратной конфискации российских активов западными государствами, эксперт сообщил: страны Запада уже пошли на это, что закреплено в законодательстве США и Канады, но есть сложности в ЕС, в основном, из-за деструктивной позиции Венгрии и двойной игры отдельных чиновников ЕЦБ, которые не столько уклоняются от помощи Украине, сколько пугаются один на один остаться с юридическими рисками после такой компенсации.
Решение G7 приводит к тому, что большую часть 2025 года Украина будет обороняться, наступать, компенсировать убытки от войны своим гражданам фактически за счет страны-агрессора
"Нужна общая позиция ЕС, и политическое решение ЕС именно по конфискации активов РФ. Такое решение даст индульгенцию ЕЦБ и Euroclear от возможных юридических рисков, что снизит сопротивление со стороны ЕС в целом. Также следует помнить, пул активов в ЕС, США и в других странах союзниках должен быть расширен именно за счет российских неофициальных фондов, чтобы хватило для компенсаций не только для Украины, но и для тех бизнесменов из Европы и США, которые потеряли средства от агрессии РФ", — считает эксперт.
ВажноРанее Фокус писал, что решение G7 о выделении Украине 50 млрд долларов под залог замороженных российских активов было довольно ожидаемым. Страны G7 предоставят Украине фактически кредит, который будет погашен за счет прибыли, полученной от примерно 280 миллиардов долларов заблокированных средств РФ, большая часть которых находится в Европе.
Ранее сообщалось, что в Европе существуют опасения, что передача Украине российских активов подорвет доверие к европейской экономике, другие страны будут опасаться держать свои средства именно в этих странах ЕС. Поэтому международные партнеры пока не рассматривают возможность конфисковать и передать их Украине.