Падение бомбардировщика Ту-22М3: сколько носителей ракет Х-22 осталось у России

Ту-22М3, Ту 22М3, падение Ту 22М3 в россии, Ту-22М3 количество, сколько у россии Ту 22М3
Фото: Military Journal | Фото иллюстративное. Впервые Силы обороны Украины уничтожили Ту-22М3 в воздухе 19 апреля 2024 года

Самолеты Ту-22М3 входят в костяк воздушной ядерной триады России, поэтому уничтожение каждой машины — важное событие. Последний случай в Иркутской области стал показательным: у бомбардировщика отказал двигатель НК-25, их не производят с 1996 года. Фокус выяснил, надолго ли хватит ресурса у авиации РФ.

В Иркутской области России 15 августа загорелся в воздухе и упал стратегический бомбардировщик Ту-22М3, способный нести до трех крылатых ракет Х-22. Происшествие случилось во время тренировочного полета, четверо членов экипажа катапультировались, один из них все же погиб. Чиновники уверяют, что произошла техническая неисправность — отказал левый двигатель.

Бомбардировщик Ту-22М3 вылетел с авиабазы "Белая" в соседнем Усольском районе, но буквально через несколько минут система показала отказ левого двигателя, в итоге произошло возгорание. Экипаж увел машину в район села Михайловка, самолет упал в поле.

У ВКС России это уже вторая необратимая потеря Ту-22М3 за 2024 год. Силы обороны Украины также помогают оккупационной армии увеличить потери: впервые Ту-22М3 уничтожили в воздухе утром 19 апреля 2024 года на расстоянии более 300 километров от месторасположения украинской пусковой установки комплекса С-200.

Кроме этого, было несколько удачных попаданий дронами: во время атаки украинских сил по аэродрому Сольцы в Новгородской области 19 августа 2023 года впервые полностью был уничтожен стратегический бомбардировщик.

При атаке по аэродрому Сольцы в Новгородской области был уничтожен самолет Ту-22М3 Fullscreen
При атаке по аэродрому Сольцы в Новгородской области был уничтожен самолет Ту-22М3
Фото: Telegram

Украинские дальнобойные дроны-камикадзе, в конце июля 2024 года нанесли удар по аэродрому "Оленья" и поразили два Ту-22М3. Самолет №33 получил пробоины верхней части фюзеляжа, а под №31 – другие "определенные повреждения", отчитывались в Главном управлении разведки (ГУР) Минобороны Украины.

Падение Ту-22М3 в Иркутской области: сколько у РФ осталось бомбардировщиков?

Потери дальних бомбардировщиков Ту-22М3 достаточно существенны, так как в России больше не производят данный тип самолетов. Ориентировочное количество Ту-22М3 на вооружении армии РФ — от 60 до 70 единиц, но не все они в летном состоянии. Ту-22М3 эксплуатируются 200-м, 52-м тяжелыми и 40-м смешанным авиаполками с базовыми аэродромами "Белая", "Шайковка" и "Оленья".

По состоянию на конец августа 2023 года оккупанты рассказывали о примерно 27 исправных Ту-22М3, остальные проходили техническое обслуживание или модернизацию. Данных о состоянии российской боевой авиации на 2024 год в открытом доступе нет, в ГУР по запросу Фокуса такие сведения не предоставили.

Последний раз самолеты Ту-22 серии М выпустили в 1993 году. Главная проблема для россиян заключается в том, что для Ту-22М3 не производят двигатели НК-25 с 1996 года. Возможность восстановления самолетов с каждым годов все больше оказывается под угрозой, поясняет Фокусу бывший инженер по испытаниям "Конструкторского бюро Антонов", авиаэксперт Константин Криволап.

"Надо учитывать отработанность общих ресурсов этих самолетов. Как правило, 15-20% парка ВКС РФ пребывает на ремонтах и ждет запчастей. "На крыле", или в оперативной боеготовности пребывает в лучшем случае до 80% всего парка, чуть менее 20 машин", — говорит специалист.

Другие самолеты на вооружении ВС РФ имеются, но не все они могут выпускать ракеты Х-22 весом до шести тонн.

Ракета Х-22 весит до шести тонн, изначально она предназначалась для ядерного заряда Fullscreen
Ракета Х-22 весит до шести тонн, изначально она предназначалась для ядерного заряда
Фото: Скрин видео

Бомбардировщик со стреловидным крылом Ту-95МС начал первые полеты в 1952 году, поэтому для него также больше подходит слово "металлолом", указывает инженер.

В 50-х годах прошлого века авиаконструкторы брали значительные запасы прочности, поэтому российская авиация еще летает. Технологии были примитивные, но рабочие, замечает он.

Производство в России нового бомбардировщика потребует примерно в четыре раза больше денег, чем на истребитель. В Европе из-за этого не строят подобные планы и довольствуются истребителями разных модификаций.

Кроме вышесказанного, самолеты Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 — это воздушная ядерная триада России. Каждая потеря бомбардировщика становится фактическим ударом по ядерным силам оккупанта.

Напомним, Воздушно-космические силы США недавно перехватили возле границы Аляски два китайских бомбардировщика H-6 и два российских "Медведя" Ту-95. Впервые в истории российские и китайские самолеты осуществляли совместный полет и были перехвачены.

Фокус ранее писал о будущем российском стратегическом бомбардировщике "Посланник". Известно, что самолет будет нести гиперзвуковые и ядерные ракеты общей массой 30 тонн, дальность его полета может достичь 12 000 километров.