Стрельба в "Жовтне": почему конфликт ГУР и ВСУ стал сигналом опасных процессов в тылу

ГУР ВСУ конфликт, конфликт в Конча-Заспе, гур конча-заспа, 3 декабря конфликт
Между ГУР и военными ВСУ произошел конфликт в Конча-Заспе | Фото: коллаж Фокус

Стычка между ГУР и военными ВСУ в санатории "Жовтень" — не просто локальный конфликт, а симптом новой опасной фазы, в которую входит Украина. Вооруженные подразделения силовых структур выясняют отношения в тылу, пока страна сдерживает российские атаки. Фокус выяснил, почему эта история стала маркером системных сбоев и какие риски это создает для фронта и международной поддержки.

Вечером 3 декабря на территории санатория "Жовтень" в Конча-Заспе под Киевом произошла вооруженная стычка между бойцами Главное управление разведки МОУ (ГУР) и военнослужащими воинской части А4005.

По сообщениям источников в правоохранительных органах, Генштабе и самом ГУР, разведчики вошли на территорию, выломали ворота и часть забора, открыли предупредительные выстрелы в воздух и землю и задержали десять военных А4005, которым, по данным собеседников, нанесли телесные повреждения. Впоследствии их отпустили, а сами представители ГУР забаррикадировались в пределах объекта.

Несмотря на то, что на место прибыли сотрудники Нацполиции, Военной службы правопорядка, военный комендант Киевской области и представители областной администрации, ГУР отказался впускать любые государственные структуры в санаторий. К урегулированию инцидента было привлечено подразделение Государственное бюро расследований, а также прибыл заместитель главнокомандующего Вооруженные силы Украины (ВСУ) — Александр Сырский.

Відео дня

В ГУР заявили, что военные, которых они задержали, находились на территории незаконно: по данным разведки, объект — арестован и передан в государственное управление. Поэтому действия бойцов якобы происходили "в соответствии с судебными решениями".

В то же время в/ч А4005 уверяет, что после начала полномасштабного вторжения заключила с руководством санатория официальный договор аренды помещений. По их словам, территория используется в соответствии с боевым распоряжением командующего Сухопутными войсками и имеет согласование Киевской военной администрации: помещения — опечатаны, доступ в них — ограничен.

Конфликт вокруг санатория — не первый: по словам источников, за последний месяц ГУР уже неоднократно пыталось добиться освобождения "Жовтня". Это противоречит позиции воинской части, которая считает свое пребывание на объекте законным.

Конфликт ГУР и ВСУ: к чему может привести такая ситуация

Бывший сотрудник СБУ Иван Ступак считает, что инцидент в санатории "Жовтень" стал признаком перехода Украины в новую опасную фазу — когда часть силовиков воюет на фронте и несет реальные потери, а другая — втянута в "бизнес-конфликты". По его словам, среди разведчиков, которые сейчас гибнут на передовой, есть много высокоподготовленных бойцов, а последние потери на фронте были особенно болезненными. На этом фоне действия группы ГУР в Конча-Заспе он называет неприемлемыми и выходящими за пределы допустимого.

"Факт того, что разведчики приехали на объект, открывали огонь, блокировали территорию и "брали в плен" военных другой части, свидетельствует о серьезном сбое в системе безопасности. Если немедленно не вмешаются или силовые структуры, или президент, страна может получить неконтролируемое перераспределение сфер влияния между людьми в форме — теми, кто имеет наградное оружие и чувствует свою безнаказанность", — говорит Фокусу Ступак.

Он напоминает, что до 2020 года ГУР почти не был публичным — об органе существовали лишь общие упоминания на сайте с перечнем руководства. Теперь же деятельность разведчиков стала публичной и часто выходит за пределы спецопераций.

"Они превращаются в силовых менеджеров, которые силовым путем решают спорные вопросы", — считает эксперт.

По мнению Ступака, это открывает опасную возможность: привлечение сотрудников ГУР частными структурами для решения собственных интересов. Приезд военных в форме, говорит он, автоматически означает власть — и этим могут злоупотреблять.

Эксперт убежден, что такие действия не могли произойти без команды сверху.

"Кто-то точно дал приказ. Я не говорю, что это был Буданов, у меня нет таких данных, но команда от кого-то была", — продолжает Ступак.

Именно поэтому, по его мнению, президент должен вмешаться лично — пусть и неофициально.

Последствия противостояния ГУР и военных: РФ это на руку

Бывший сотрудник СБУ также указывает на информационные риски: россияне раскрутят эту историю, это увидят и европейцы.

Украине совсем не нужен еще один скандал, ведь история с Миндичем еще не завершилась. Эксперт добавляет: на Западе давно ходят слухи о "крышевании бизнеса" отдельными украинскими силовиками — и подобные инциденты только углубляют недоверие.

Военный эксперт Денис Попович также считает, что вражеская пропаганда может воспользоваться этим кейсом, чтобы вбросить нарратив о внутренних конфликтах в Силах обороны.

"Надо как можно быстрее закрыть конфликт", — говорит Фокусу эксперт.

Ступак также напоминает об угрозе российских ударов: санаторий уже давно мог быть в перечне потенциальных целей разведки РФ. Россия, говорит он, получает информацию из разных источников — от наводчиков до спутниковой разведки и анализа мобильных сигналов. Поэтому столкновения на таких объектах в момент активных атак дронов и ракет выглядят вдвойне опасными.

Он отмечает, что такие конфликты надо "прижигать" сразу, пока они не превратились в новую форму рейдерства в военной форме.

"Потому что потом не разберешь, кто рейдер, а кто настоящий военный. Все же уважаемые", — говорит эксперт.

По его мнению, эти процессы опасны еще и тем, что происходят во время войны — когда общество и государство должны быть максимально сплочены.

"Если президент не отреагирует, это будет нарастать по экспоненте", — подытожил Ступак.

Напомним, что аналитики DeepState зафиксировали появление в сети фейкового видео, опубликованного якобы от имени 425-го отдельного штурмового полка "Скала", которое должно было опровергать российские кадры из Покровска, но оказалось сгенерированным искусственным интеллектом.

Также Фокус писал, что, по мнению нардепа Вениславского, сокращение украинской армии после завершения войны произойдет в любом случае, поскольку государственный бюджет не позволит содержать в оборонной сфере более миллиона человек.