Дороговизна бензина не сказалась на его потреблении, - обзор Фокуса

Украинские водители жалуются на дорожающий бензин, кризис и сговор нефтетрейдеров, однако меньше ездить не стали

Related video

Александр Король, руководитель отдела закупок компании "МУК", заправляет полный бак своего Subaru Impreza через день. Поэтому то, что за прошлую неделю бензин подорожал более чем на 7% и литр А-95 на украинских автозаправках вырос в цене до 7,5 грн., он ощутил на себе сразу: теперь АЗС за раз облегчает его кошелек на 400 с лишним гривен. В августе ему придется потратить на горючее на 600 гривен больше, чем месяц назад. Впрочем, ставить машину в гараж он не собирается. "Я с трудом представляю, что соглашусь потеть в маршрутках. Разве что к трамваю цепляться", – отшучивается Александр.

И он не исключение. Если посмотреть на статистику потребления топлива, становится понятно: вопреки падению реальных доходов и росту цен на топливо, водители легковых авто сохраняют олимпийское спокойствие и экономить на горючем не думают. "Все равно народ катается. Потребление марки А-95 выросло на 3,6% по сравнению с прошлым годом", – рассказывает Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы "А-95". Он объясняет такое положение дел 7-процентным приростом автопарка страны по итогам прошлого года.

Объяснимое повышение

А вот в Антимонопольном комитете Украины повышение цен вызвало крайнюю обеспокоенность. Чиновники в который раз заподозрили нефтетрейдеров в ценовом сговоре и решили создать рабочую группу, чтобы высчитать экономически обоснованные цены.

У самих нефтетрейдеров и экспертов эти намерения ничего, кроме скептицизма, не вызывают. "Стоимость бензина и дизтоплива внутри страны зависит от внешних торговых площадок и курса валют. Все остальное – эмоции. Себестоимость отечественных нефтепродуктов мало кого волнует, кроме разве что контролирующих органов, привыкших опираться на этот показатель со времен СССР", – объясняет Дмитрий Зверев, пресс-секретарь нефтяной компании "ТНК-ВР".

Его сложно обвинить в заангажированности – объективных предпосылок для подорожания действительно немало. Например, динамика мировых котировок на нефть. Достигнув дна в $35 за баррель в начале года, в июне они поднялись до $70 за баррель, а в августе и вовсе перевалили за $74. И этот скачок совпал с очередным этапом девальвации гривны. Выросла и налоговая составляющая, ведь акциз на нефтепродукты номинирован в евро, курс которого тоже стремительно вырос. Все это, по словам Сергея Куюна, и вылилось в рост стоимости горючего в стране. При этом в долларовом эквиваленте оно по сравнению с прошлым годом даже подешевело (см. график). "Если бы курс "зеленого" сегодня был 5,05, как в прошлом году, то цена литра А-95 на заправках составляла бы 4,55 гривны. Это уровень августа 2006–2007 годов", – объясняет Зверев. К тому же украинские водители платят меньше, чем их белорусские и румынские коллеги (см. таблицу на стр. 26).

Промышленность подкачала

Впрочем, возросшая стоимость бензина добавит головной боли и нефтетрейдерам. "Теперь они еще больше нуждаются в оборотных средствах, которые привлекаются в виде кредитов, ставки по которым крайне высоки", – объясняет Сергей Куюн.

Дело в том, что девальвация гривны еще в прошлом году выбила почву из-под ног многих импортеров готовых нефтепродуктов. В новых условиях увеличилась доля отечественной переработки. "Если в прошлом году импортного горючего в Украине было около 70%, то сейчас от силы 27%", – рассказывает Геннадий Рябцев, заместитель директора Научно-исследовательского центра "Психея".

Далеко не безоблачно будущее украинских нефтетрейдеров еще и по другой причине. Рухнувшие объемы промышленного производства вылились в небывалое снижение спроса на дизельное топливо – его потребление промышленным сектором просело почти на четверть. И никаким ростом продаж бензина это падение не перекрывается.

Именно из-за этого можно ожидать заметного переформатирования рынка. "Отягощенные грузом набранных в лучшие времена валютных кредитов, украинские розничные сети, похоже, все ближе подходят к черте, когда будут вынуждены продаваться владельцам НПЗ в Украине. Таких у нас немного – пальцев одной руки хватит, чтобы перечесть", – предрекает главный редактор журнала Oil Market Дмитрий Мосиенко.

Существенное преимущество появилось у тех сетей, которые имеют прямой доступ к украинской неф-тепереработке и дешевым кредитам. В первую очередь речь идет о группе "Приват" Игоря Коломойского, уже контролирующей около трети автозаправок страны – нефтепродукты туда поставляются в основном с Кременчугского НПЗ, а доля импорта крайне мала.

"В то же время многие операторы, набравшие кредитов, как собаки блох, зашатались", – рассказывает Сергей Куюн. Небольшие региональные компании продают по одной-две станции более устойчивым конкурентам, и даже благополучная "Галнафтогаз" (сеть "Окко") вынуждена была уступить 22-процентную долю Европейскому банку реконструкции и развития в рамках реструктуризации своей внешней задолженности.

В борьбе за качество

Но в нынешних условиях у нетфетрейдеров есть одна беспроигрышная ставка – это качество топлива. "15% украинского рынка – это бодяжный продукт", – утверждает Сергей Куюн, и под этим словами мог бы расписаться почти каждый водитель. Ведь с ситуацией, когда мотор забарахлил от некачественного бензина, сталкивался почти каждый владелец новой иномарки. Возможно, именно поэтому многие украинцы готовы платить за надежду, что высокая цена означает высокое качество.

Например, тот же водитель Subaru Александр Король уверен, что скупой платит дважды, и не жалеет времени на то, чтобы специально съездить на одну из нескольких проверенных АЗС, – в остальные ни ногой. "Пару раз заправлялся где попало, так потом сердце кровью обливалось, машину было жалко", – вспоминает он.

Среди проверенных и заправка компании "Укравто", раньше работавшая под брендом British Petrolium. "100% нашего топлива – импортное, из Литвы возим. У нас есть свои клиенты, и на них мало влияют цены. Наоброт, когда у нас они опускались ниже, чем у конкурентов, клиенты пугались и начинали спрашивать, что случилось", – рассказывает Андрей Сало, директор этой сети, состоящей всего из трех станций в Киеве.

Несмотря на более высокие цены, чем в среднем по рынку, в день АЗС "Укравто" умудряются продавать 20–25 тыс. литров бензина, и это при том, что на украинском рынке заправка окупается при объеме продаж в 4 тыс. литров.

Многие нефтетрейдеры пошли дальше и научились весьма умело эксплуатировать подсознательную связку "высокая цена – высокое качество", закрепив эффект с помощью специальной "брендовой" упаковки. "Именно брендовые бензины стали в последние несколько лет хитом продаж по прибыльности, ведь сравнительно недорогие моющие и прочие полезные добавки, красивое название и здоровая наглость помогают продавать эти бензины на 15 и более процентов дороже, чем обычный 95-й", – рассказывает Дмитрий Мосиенко.

И это, по словам эксперта, весьма забавно, ведь, к примеру, в США реализация бензинов без моющих свойств запрещена, и это не служит причиной для их искусственного удорожания, и уж тем более рекламным трюком. "За качественным горючим нужно отправляться на АЗС известных брендов, а бензин там примерно одинаковый", – уверен Сергей Куюн.

Впрочем, стопроцентной гарантии нет ни у кого. "Если вам кто-то скажет, что никогда не фиксировал нарушений качества, не верьте. Безусловно, такие случаи бывают", – честно признается Дмитрий Зверев из "ТНК-BP". Несмотря на то, что компания обладает мобильными лабораториями, прибегает к услугам внешних экспертов и берет пробы с каждой цистерны, некоторые партнерские автозаправки, работающие под этим брендом, все равно иногда продают некачественный бензин, рассказывает он.

Нарушителей, конечно, штрафуют, однако проблему в рамках всей страны это не решает. Дело в том, что Госпотребстандарт весьма редко навещает АЗС – у чиновников на это не хватает ни денег, ни оборудования. Например, директор сети "Укравто" проверяющих видел больше года назад. Между тем, как ни странно, и он, и другие нефтетрейдеры были бы только рады более тщательному контролю.

"Мы в свое время предлагали создать национальное агентство по контролю качества, которое мы как участники рынка с удовольствием бы поддерживали. Можно было бы установить справедливую пошлину за качество, к примеру, 10 долларов за тонну, которая перечислялась бы агентству. То есть у него был бы бюджет, технические средства, чтобы следить за качеством. Есть много методов, как это сделать. Они широко используются и в Европе, и в Америке", – разводит руками Зверев.

Катерина Панова, Фокус