Все статьиВсе новостиВсе мнения
Деньги
Общество
Красивая странаРейтинги фокуса

Футбольный взлёт

Футбольный взлёт
После получения Украиной и Польшей права на проведение Евро–2012 страну захлестнули наполеоновские планы подготовки к футбольному чемпионату — от ремонта дорог до обучения милиционеров английскому. Фокус начинает серию материалов о том, как изменится Украина и украинцы через пять лет: каким планам суждено сбыться, а какие — останутся на бумаге. Наш первый рассказ — о модернизации отечественных аэропортов
000


Чемпионат Европы–2012 принёс хорошие новости захиревшим украинским аэропортам — правительство решило вложить деньги в их реконструкцию. Модернизация ждёт прежде всего воздушные ворота тех городов, которые примут футбольные матчи: Харькова, Львова, Одессы и Днепропетровска. Также реконструируют оба киевских аэропорта и «за компанию» — симферопольский.

Украинские аэропорты построены еще в советские времена, и с тех пор серьёзная реконструкция терминалов была проведена лишь в Борисполе, Симферополе и Мариуполе, а в остальных — в лучшем случае косметический ремонт. Поэтому, учитывая их нынешнее состояние, справиться с наплывом туристов и болельщиков будет непросто.

Каждому своё
«Реконструкция украинских аэропортов назрела давно. Это касается и аэродромной части, и терминальной», — сказал Фокусу пресс-секретарь одной из крупнейших украин­ских авиакомпаний «АэроCвит» Сергей Куцый. По его словам, основная проблема состоит в том, что не во всех аэропортах взлётно-посадочные полосы могут регулярно принимать самолёты большой вместимости, например, Airbus 320 или Boeing 737. А без этого региональные и особенно международные полёты из этих аэропортов существенно усложняются.

Тем не менее, авиакомпании вряд ли будут вкладывать деньги в развитие терминалов, поскольку этот бизнес отличается от бизнеса авиаперевозок. В терминале работает много авиакомпаний, и задача аэропорта состоит в том, чтобы обеспечить всем равные условия работы.

Поэтому перестраивать аэропорты будет государство совместно с частными предпринимателями. Хотя бремя реконструкции самой дорогой части инфраструктуры — взлётно-посадочных полос — ляжет исключительно на плечи государственного и местных бюджетов. По словам министра транспорта и связи Николая Рудьков­ского, правительство предоставит местным советам государственные гарантии под кредиты, предназначенные на реконструкцию взлётных полос. При этом как объекты стратегического значения они останутся в собственности государ­ства, которое будет сдавать взлётные полосы в аренду.

Бизнесменов же в первую очередь интересуют объекты, которые могут принести быструю прибыль — отели, паркинги, магазины и рестораны, составляющие неотъемлемую часть инфраструктуры аэровокзала. Таким образом, государство добровольно взяло на себя самый невыгодный и дорогостоящий участок работ, предоставив коммерсантам будущие прибыли.

Впрочем, по такому же пути в свое время пошли российские власти. Например, взлётная полоса аэропорта Сочи, столицы олимпийских игр 2014 г., реконструируется за счет федерального бюджета. При этом 100% акций аэропорта принадлежат компании, подконтрольной «Базовому Элементу» российского олигарха Олега Дерипаски. Эксперты не исключают, что под шумок модернизации в рамках подготовки к Евро-2012 самые привлекательные объекты в некоторых украинских аэропортах тоже будут приватизированы.

Парад аэропортов
Пионером в деле модернизации стал аэропорт Донецка, находящийся в коммунальной собственности. Реконструкция его взлётно-посадочной полосы уже идет полным ходом. «В этом году мы освоим первые 140  млн. грн., и она (взлётная полоса — Фокус) к Евро-2012 будет», — похвастал председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк. В общей сложности модернизация донецкого аэропорта обойдётся госбюджету в $205  млн. На эти деньги планируется построить не только новую полосу, принимающую крупные авиалайнеры, но и новый аэровокзал. Предполагается, что после модернизации пропускная способность терминала составит 1000 пассажиров в час.

Так в будущем могут выглядеть воздушные ворота Донбасса. Ожидается, что во время Евро–2012  в Донецк приедут 100 тыс. футбольных болельщиков
Так в будущем могут выглядеть воздушные ворота Донбасса. Ожидается, что во время Евро–2012  в Донецк приедут 100 тыс. футбольных болельщиков


Ещё один коммунальный аэропорт — «Харьков» — удлинит взлётную полосу на 240  м за счёт средств, полученных под госгарантии. Это позволит принимать самолеты Boeing и Airbus, которые сейчас харьковским аэропортом обслуживаться не могут. А вот новый пассажирский терминал должен быть построен за счет средств частных инвесторов. В июле бизнесмен и совладелец группы «УкрСиб» Александр Ярославский (№ 20 в рейтинге Фокуса «100 богатых украинцев») заявил о том, что намерен вложить в это около $200  млн. Если в 2006 г. аэропорт обслужил 202 тыс. пассажиров, то после реконструкции, как обещает Александр Ярославский, его годовой пассажиропоток увеличится до 1,5  млн. человек. Однако, учитывая известный интерес предпринимателя к проектам в сфере недвижимости, в городе ходят слухи, что реконструкция может стать поводом для застройки части земли, занимаемой аэропортом.

Началась реконструкция взлётной полосы и в аэропорту Одессы, втором по количеству рейсов после столичного «Борисполя» (в 2006 г. аэропорт обслужил 527 тыс. пассажиров). Сейчас аэропорт обслуживает 400 пассажиров в час, что уже близко к пределу пропускной способности терминала. После реконструкции, которая, по плану, завершится к 2010 г., терминал сможет пропускать 1000 пассажиров в час. Работы оцениваются в $160  млн. и производятся за средства аэропорта и города, но интерес к модернизации южного аэровокзала проявлял и немецкий концерн Siemens. Замдиректора аэропорта Виктор Коренюк уверен, что затраты окупятся, если предприятие окажется способным принимать лайнеры всех типов.

Хотя Симферополь и не будет принимать матчи футбольного чемпионата, главный аэропорт Крыма тоже ждёт реконструкция
Хотя Симферополь и не будет принимать матчи футбольного чемпионата, главный аэропорт Крыма тоже ждёт реконструкция


В обновление аэропортов Львова, Симферополя и Днепропетровска планируется инвестировать соответственно $60, $102 и $75  млн. Правда, городские власти Львова настаивают на том, чтобы взлётная полоса аэропорта была передана в коммунальную собственность города — аэродром был построен в 1950-е гг. для военных нужд, поэтому принадлежит Министерству обороны.

Столичные распри
Евро–2012 пойдёт на пользу и обоим киевским аэропортам. В июле этого года Киевсовет разрешил руководству аэропорта «Жуляны» заложить его для привлечения кредита в 164  млн. грн. на реконструкцию аэровокзала. По словам первого заместителя председателя Киевгор­администрации Дениса Басса, после реконструкции аэропорта пропускная способность его терминала вырастет с нынешних 180 до 500 пассажиров в час. Кроме того, предусмотрено модернизировать и удлинить взлётно-посадочную полосу и сертифицировать ее по стандартам Международной организации гражданской авиации. Чиновники киевской мэрии обещают, что аэропорт будет обновлен до 2011 г.

Однако настороженность экспертов вызывает тот факт, что мэрия не гарантирует возврата денег кредитора в случае неспособности аэропорта их вернуть. А в случае невозврата кредита всё имущество аэропорта вместе с землёй уйдут банку. После этого собственник сможет делать с аэропортом что угодно. Для потенциального кредитора такая схема выглядит более чем привлекательной: напомним, что аэропорт занимает площадь в 265  га, а его земельный фонд оценивается в $2 млрд.

По словам депутата Киевсовета Михаила Бродского, частным инвестором проекта может выступить структура, близкая к предпринимателю Андрею Иванову (№ 27 в рейтинге Фокуса «100 богатых украинцев»). Бродский уверен, что в случае получения Андреем Ивановым контроля над «Жулянами» аэропорт перенесут в другое место, а территория будет застроена жильём. Опасения не беспочвенны, ведь «Жуляны», как и аэропорт Харькова, находится в черте города.

Самым крупным украинским авиаузлом остаётся государственный аэропорт «Борисполь», работающий на пике своих пропускных возможностей. В начале 2000-х гг. компания «АэроСвит» начала здесь строительство нового международного терминала. «Однако в начале 2005 г. команда менеджеров в аэропорту сменилась, договоренности были разрушены, строительство нашего терминала приостановлено, начались судебные тяжбы, которым не видно конца», — объяснил Сергей Куцый. 

Как сообщили Фокусу в Минтрансе, в настоящее время стадию разработки и утверждения проходит проект терминала D. Предполагается, что он будет построен за счёт кредита Японского банка международного сотрудничества (JBIC) суммой в 172  млн. евро. Строительство должно начаться в 2008 г. и завершиться в 2010 г. Благодаря новому терминалу аэропорт «Борисполь» сможет обслуживать 8,1  млн. пассажиров в год, тогда как сейчас обслуживает 4,5  млн. Всего на реконструкцию главных воздушных ворот Киева потребуется $425 млн.

После матча
В Минтрансе Фокус заверили, что реконструированные региональные аэропорты будут востребованы и после окончания Евро–2012. «Пассажирам не придётся ехать в Киев, чтобы совершить международный авиаперелёт», — отмечают в министерстве.

По мнению независимого эксперта Александра Кавы, пассажиропоток в Украине будет расти на 15-20% ежегодно. «Люди все больше ценят свое время, отдавая предпочтение авиаперелётам. Не так давно «Укрзалізниця» вынуждена была отменить прямой поезд Киев–Прага, поскольку вагоны шли полупустые», — отмечает он.

Действительно, по итогам І полугодия 2007 г. рынок пассажирских авиаперевозок в Украине растёт самыми быстрыми темпами по сравнению с другими видами транспорта. По данным Минтранса, число пассажиров, которые воспользовались услугами 36-ти украинских авиакомпаний, по сравнению с полугодием 2006 г. выросло на 19,3% и достигло 2,12 млн. человек. Причём рост объёмов перевозок наблюдался как на международных, так и на внутренних маршрутах: на 21,6% и 10,9% соответственно.

Но авиаперевозчики настроены несколько скептически. «Непонятно, почему к этому процессу не подключают авиакомпании. Ведь не аэропорты, а именно авиаперевозчики обеспечивают пассажирские потоки, и планы модернизации аэропортов должны коррелироваться с планами развития авиакомпаний», — посетовал Сергей Куцый из «АэроСвита».

Между тем открытым остаётся и вопрос о том, успеет ли Украина завершить реконструкцию авиационной инфраструктуры к началу футбольного чемпионата. Министр транспорта Николай Рудьковский жалуется, что министерству в деле подготовки к чемпионату противостоит секретариат Президента. Так что не исключено, что к 2012 г. украинские политики будут обсуждать не проблему загрузки модернизированных аэропортов, а искать виновных в том, что их так и не реконструировали.



 

Примечательные аэропорты мира
Лучший
Чек Лап Кок, Гонконг

Первую позицию в престижном ежегодном рейтинге британской консалтинговой компании Skytrax гонконгский аэропорт сумел завоевать всего на девятом году своего существования. Примечательно, что по итогам 2007 г. четыре места в первой пятёрке досталось азиат­ским аэропортам.

Загруженный
Атланта, США

Через аэропорт Хартсфилд-Джэксон проходит самый большой в мире пассажиропоток – 85 млн. пассажиров ежегодно. Для сравнения: крупнейший аэропорт Европы – Франкфурт – пропускает в год 53 млн. человек. В Атланте базируется одна из крупнейших в мире авиакомпаний – Delta.

Экстремальный
Лукла, Непал

Один конец взлётной полосы, наклонённой под углом 20 градусов, упирается в скалу, другой – нависает над пропастью. Но пассажиров это не пугает: Лукла – стартовая точка для походов к самой высокой вершине мира – Джомолунгме, а автомобильных дорог в гималайский посёлок нет.

Высокогорный
Бангда, Китай

Поднебесная империя оправдывает своё название: на её территории в горах Тибета расположен самый высокий в мире гражданский аэропорт. Чтобы упростить посадку среди гор на высоте 4334 м над уровнем моря, здесь построена самая длинная в мире взлётная полоса – 5500 м.

Пляжный
Принцесса Юлиана, о. Святого Мартина

Снимки авиалайнеров, садящихся «на голову» отдыхающим, часто встречаются на юмористических веб-сайтах. Но это не шутка: крошечный карибский остров, принадлежащий Голландии и Франции, популярен у туристов, вот и приходится совмещать аэропорт с пляжем.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.