Игра в одни ворота. Почему смена власти в украинском футболе не к добру

Свергнув Григория Суркиса, новая футбольная власть уверенно движется к еще более тоталитарному режиму. Теперь и в игре миллионов "все будет Донбасс"

Related video

В минувшее воскресенье на "Донбасс-Арене" киевское "Динамо" не сказать отчаянно, но пыталось сопротивляться "Шахтеру". Дончане давили, забили и добили принципиального соперника, когда тот осмелился огрызнуться — 3:1. Несколькими часами ранее в Киеве борьба двух лагерей на высшем уровне закончилась таким же результатом — решающий третий гол пропустил и экс-президент "Динамо" Григорий Суркис. По сути, это был мяч в собственные ворота — на тот момент действующий президент Федерации футбола Украины не стал снова баллотироваться на должность, добровольно сдав свой пост. Новым президентом избран Анатолий Коньков.

На выборах президента Федерации футбола был выдвинут лишь один кандидат, родом из Донбасса, с опытом менеджера только в качестве спортдиректора алчевской "Стали" — клуба первой лиги, в последние годы даже не представленного в национальном чемпионате

Однозначно оценить 12 лет президентства Григория Суркиса невозможно. Он пытался развить детский футбол на массовом уровне, хотя мало что получилось. Национальная сборная пробилась в четвертьфинал чемпионата мира-2006, хотя не стала сильнее на поле. Он придумал и воплотил идею провести Евро-2012 в Украине, хотя, конечно, никогда не добился бы этого без гарантий государства и заинтересованных в деле отечественных миллиардеров.

С другой стороны, при Суркисе федерация частенько лоббировала интересы "Динамо", которым руководит его младший брат Игорь, но это не помешало "Шахтеру" впервые, а затем еще шесть раз выиграть чемпионат Украины. Низкий уровень профессионализма и предвзятость превратили судейство в бульдозер, уничтожающий игру и даже клубы, но помочь призван лучший, кого только можно было призвать, — Пьерлуиджи Коллина, которого Суркис нанял куратором судейского корпуса. О нечестной борьбе в украинском футболе знают даже мальчики, подающие мячи, но впервые начались расследования конкретных случаев и последовали наказания.

Вполне возможно, кто-то справился бы со всеми этими и другими проблемами лучше Суркиса-старшего. Но в воскресенье произошла не обычная смена власти, позволяющая хотя бы надеяться на существенные позитивные изменения, а позорная сдача игры.

Страх одних потерять власть и желание других ее заполучить давно уже раскололи украинский футбол на две группы — киево-днепропетровскую и донецко-харьковскую. Футбол как игра отошел на второй план, главным стало то, кто управляет футболом как индустрией. Со сменой власти на государственном уровне донецко-харьковские пошли в атаку, заполучили большинство голосов в исполкоме ФФУ и едва не свергли Суркиса еще в декабре 2010-го. Тогда президент федерации устоял, воспользовавшись поддержкой УЕФА и регламентными нормами. Но после Евро-2012 бороться перестал, очевидно, понимая бесперспективность сопротивления. Более того, злые языки поговаривают, что не обошлось без компромисса между враждующими сторонами — Суркис ушел тихо, за что получил звание почетного президента ФФУ. Без должности в национальной ассоциации он бы не смог работать в УЕФА после 2015 года. А в главном футбольном органе Европы ему прочат даже место Мишеля Платини.

Избавившись от главного и единственного оппонента, донецко-харьковская группа могла хотя бы создать видимость демократии и благих намерений. Но выборы президента ФФУ получились безальтернативными — был выдвинут лишь один кандидат, родом из Донбасса, бывший игрок "Шахтера" и "Динамо", с опытом менеджера только в качестве спортивного директора алчевской "Стали" — клуба первой лиги, в последние годы даже не представленного в национальном чемпионате. Коньков толком не поведал о своей программе, наспех общими фразами отбился от вопросов журналистов, а в ближайшие помощники взял главных оппонентов своего предшественника. Неудивительно, что такого президента сложно воспринимать как самостоятельную фигуру. А если он действительно лишь "говорящая голова", в федерации ничего не изменится к лучшему – только название клуба, интересы которого теперь будет отстаивать ФФУ. Рычагов для этого предостаточно: контрольно-дисциплинарный комитет, судейский, регламентный, честной игры… Можно отменить лимит на легионеров, чтобы избавить от головной боли команды, которые очень любят покупать латиноамериканцев. Можно убрать Коллину, чтобы арбитры учились свистеть не правильно, а как надо. Можно даже помочь одному клубу осуществить давнюю мечту — сыграть в совместном с Россией турнире. Хочешь сладких апельсинов?..

Суркису такие драматичные перемены могли только присниться — его всегда сдерживала мощная и сплоченная оппозиция. У Конькова же настолько надежные покровители и такая безграничная свобода действий, что от соблазна использовать ее в своих целях не устояла бы даже мать Тереза.

Сергей Болотников, спортивный обозреватель журанала Фокус