Что может спасти украинский чемпионат от объединения с российским

Еще пару недель назад я готов был заключить пари: объединенного чемпионата Украины и России не будет. Но сейчас не рискнул бы. Миллиард долларов призовых, обещанных "Газпромом", многое изменили

Related video

Господин Миллер всерьез намерен объединить в один чемпионат восемнадцать сильнейших команд двух соседских стран. И даже придумал, каким образом убедить участников. Но надежда осталась.

Я не о ФИФА и УЕФА, которые могут остановить этот бред. Они вряд ли хотят создавать такой прецедент и боятся конкуренции собственным еврокубкам. Но все прекрасно понимают, что в мире осталось мало вещей, которые невозможно купить. И футбол к ним давно не относится. Тем более управляющие им организации, в последнее время подозревающиеся в коррупции с такой же регулярностью, как определяются хозяева чемпионатов мира и Европы. Легко представить вступительную речь Мишеля Платини на церемонии по поводу презентации объединенного чемпионата: "УЕФА существует, чтобы развивать футбол, а не владеть им. Бла-бла-бла. Мы не могли пойти против воли клубов. Бла-бла-бла. И поэтому изменили регламент ради такого соревнования".

Одно из трех: или "Газпром" хочет стать хозяином чемпионата, или клубам охота распилить миллиард из российского бюджета, или кто-то разыгрывает политическую карту

Мне кажется, единственная надежда — здравый смысл собственников украинских клубов. Давайте сыграем в занимательную игру: представьте себя на месте Ахметова. Почему именно Ахметова, надеюсь, понятно. По большому счету, именно этот человек сейчас решает, в каком виде существует украинский футбол. Так вот представьте, что у вас есть $16 млрд и футбольный клуб. Вы владеете им не ради дополнительного заработка, потому как в Украине это невозможно. Главная цель — тратить деньги на развлечение. Постоянно торчать в казино — скучно, сидеть в кинотеатре — не поймут, а от сладкой ваты на $16 млрд точно потолстеешь. Футбольный клуб в этом случае идеальный вариант, к тому же повышает имидж среди коллег и усиливает влияние в обществе. Он тоже может надоесть, но желание и возможность постоянно добиваться чего-то большего превращают развлечение в увлечение. Кубок Украины брал, чемпионат брал, Кубок УЕФА брал. Лигу чемпионов — не брал. Вы бросаете на это все силы, не брезгуете методами, тратите любые деньги.

И тут к вам приходит сосед и говорит: "Слушай, хватит заниматься ерундой. Идем к нам, плачу миллиард долларов". От таких предложений не отказываются. И ваша первая реакция очевидна. Хотите ли вы тратить меньше на футбольный клуб? Естественно. Готовы ли вы пойти на уступки ради этого, рисковать своей целью? Вряд ли. Но сосед продолжает уговаривать. Вы понимаете, что прямой отказ будет выглядеть трусостью, поэтому тянете время — нужны весомые аргументы. Вы садитесь в большое президентское кресло, так приятно скрипящее под весом вашей личности, и начинаете раскидывать мозгами. Зачем вам эти $90 млн победителю, если вы можете продать какой-нибудь завод и потратить на команду еще больше? Зачем вам серьезная конкуренция, если вы сделали все, чтобы в чемпионате Украины ее не было? И причем здесь финансовый фейр-плей, если это чистой воды надувательство? Клубы не заработают миллиард, а получат — в УЕФА не идиоты сидят.

Вопросов становится больше, они не дают вам уснуть, и вы уже не в силах остановиться. Зачем это соседу? Никакого развития национального футбола не произойдет — призовой фонд распределяется так, что богатые клубы станут еще богаче. Значит, одно из трех: или "Газпром" хочет стать хозяином чемпионата, или клубам охота распилить миллиард из российского бюджета, или кто-то разыгрывает политическую карту. А может, все сразу. Зачем соседу вы? Как повод, объект, красивая вывеска. Вас покупают, словно кусок свинины на базаре. И явно не для того, чтобы вы победили в этом чемпионате. Когда вы добираетесь до вопросов из разряда, кто судьи и как будут решаться спорные моменты, ваш мозг не выдерживает. Здравый смысл восторжествовал. Уже далеко за полночь, но вы набираете номер соседа и строгим, почти угрожающим тоном говорите: "Я тут подумал…". Верить в это наивно, но хочется.

Сергей Болотников, спортивный обозреватель