В Украине – дефицит национальных героев

В поиске образцов для подражания мы не успеваем за колесом истории, которое бывших преступников делает героями, а потом наоборот, пишет на Фокус.ua журналист Константин Рылев

Related video

Активисты Братства Дмитрия Корчинского попытались установить у одного из входов гипермаркета "Караван" мемориальную доску Ярославу Мазурку. Как известно, охранники, павшие жертвой "караванского стрелка", требовали взятку, и поэтому, по мнению радикалистов, Мазурок попадает в категорию "народный заступник". На синей доске – золотой силуэт Мазурка: все выдержано в патриотических тонах. Надпись: "Здесь покупал товар и стрелял украинский нео-гайдамак Ярослав Мазурок". Милиция и охрана "Каравана" в потасовке отобрали доску. Жертв нет, пострадали мундиры: двое работников милиции перепачканы клеем.

Оранжевая революция сделала героями одних политиков. Через несколько лет, снова перевертыш: те, кто был назван фальсификаторами – стали героями, а герои – преступниками

Активисты Корчинского обозначили старую проблему: дефицит национальных героев. Несколько лет назад я разговаривал со своим патриотически настроенным главным редактором, выпустившей серию книг под условным названием: "Украина – не Россия". Тогда на международную книжную ярмарку в Москве надо было в качестве рекламы дать факты из биографии какой-нибудь исторической украинской личности, чья карьера привела к победному финалу, а не только пичкать читателей голодомором. Нельзя налегать на деструктив. "Вспомните, – говорю, – такого из украинских деятелей?" Она, с ходу: "Феофан Прокопович! Ой, нет, – говорит, – не пиши. Он же был идеологом Петра I" Начали копать "вглубь веков" – дошли до Ярослава Мудрого. В принципе, выдающихся украинских реформаторов и правителей пруд пруди, но нет таких, чтобы их деятельность не была связана с Российской империей и СССР.

В знаковом советском боевике "Офицеры" благородного красного командира, дослужившегося до генерала, зовут Варрава, как библейского вора, которого отпустили вместо Христа. А в "Джентльменах удачи" фамилия вора Хмыря – Шереметьев – принадлежит древнему русскому аристократическому роду. В 1917 случился перевертыш: кто считался героем – стал антигероем. В обычной стране славили царей, а бунтовщиков считали преступниками, но в государстве диктатуры освобожденных рабов все стало наоборот. Бунтовщики: от Спартака до Степана Разина стали героями, а цари – преступниками. Перевертыш произошел и в 1991 году в Украине, только национального, а не социального типа: Мазепа и Бандера считались преступниками, а стали национальными украинскими героями. Сменилась система координат.

Богдан Хмельницкий, памятник которому стоит в центре Киева, не устраивает жестом – на восток. Хоть разворачивай, чтобы он булавой в ЕС тыкал. Мазепа, Петлюра и Бандера не стали победителями. Однако новую систему координат не устраивал огромный, послесталинский период. То, что четыре генсека (Хрущев, Брежнев, Черненко, Горбачев) имели крепкие личные связи с Украиной и половина "застойного" Политбюро – из наших краев. Современные украинцы вынуждены "стесняться" собственных успехов на имперском поприще.

Известный историк, профессор Киево-Могилянской академии Наталья Яковенко первой обратила внимание на этот парадокс: "Современный учебник истории любит поплакать над колониальным статусом Украины. Украинцы в Российской империи были третьим главным народом. Взгляните, кто правил в Советском Союзе после Сталина или кто руководил советской армией. Устранив плачи над колониальным статусом, мы убедимся, сколь велик вклад украинцев в развитие государств, куда их вводила историческая судьба: Речи Посполитой, Российской и Австрийской империй, Союза. Речь идет о переакцентировании истории с пессимистической на оптимистичную".

Но в Украине и с современными героями не складывается. Оранжевая революция сделала героями одних политиков. Через несколько лет, снова перевертыш: те, кто был назван фальсификаторами – стали героями, а герои – преступниками. Юлия Тимошенко, официально злоумышленница, а в глазах мира – политзаключенная. Американский историк, профессор Барбара Эванс Клементс выпустила книгу "История женщин России: с древности до наших дней", где Юлию Владимировну поставила в ряд с Екатериной II и Софьей Ковалевской. Прагматичный Запад стремился повысить статус Тимошенко, но оказал Украине медвежью услугу, подчеркивая этой классификацией отсутствие здесь личностей мирового масштаба. Неужели никого в остатке? Вот Роксолана – успешно "служившая" Османской империи. Сейчас и премьера турецкого сериала о любимой жене султана Сулеймана. О воплощении отечественным ТВ нашей героини лучше помолчим. Это отдельная национальная трагедия.

Фокус.ua