Как меняется рынок труда
Рынок труда Германии перемещается в онлайн. Все больше немцев работают и потребляют дома
Что такое обманчивое впечатление, понимаешь в городской библиотеке Оффенбаха. Снаружи — старинное многоэтажное здание, внутри — декорации одного из фантастических американских фильмов 70-х. Просторные залы, стеллажи с книгами и — ультрасовременный ресепшен, где сидит немка в окружении электронной техники. Больше персонала нет. Пропуск — по электронному читательскому билету. Запись книг и их сдача — с помощью сканера. Оплата — через терминал. После регистрации можно часами ходить по огромной библиотеке, так и не встретив библиографа. Если есть вопросы, к вашим услугам компьютер с электронным справочником. Никаких каталогов и формуляров, а значит, и служащих. Функция библиотекаря сводится к незамысловатому движению рук сверху вниз, которым сканируется книга, пропуск или банковская карточка.
Уже сегодня многие немцы работают на полставки — четыре часа в день, а то и на четверть — 10 часов в неделю. Некоторые полностью перешли на формат домашней работы
Обслуживание клиента, которое у нас все еще считается центром бизнес-философии, для Германии — вчерашний день. Европейские потребители не нуждаются в навязчивых репликах, которые так часто слышишь в киевских гипермаркетах: "Здравствуйте, что-нибудь подсказать?" Покупатель готов простить отсутствие продавцов-консультантов или менеджеров ради значительного снижения цены товара либо ради возможности получить уникальные услуги. Популярные бренды уходят в интернет, закрывая большинство своих магазинов. Задача компании розничной торговли сводится к доставке продукции клиенту и предложения уникальных условий дальнейшего сотрудничества.
Через сеть немцы заказывают и еду. Продуктовому супермаркету необязательно существовать офлайн — предприниматели просто договариваются с поставщиками или продуктовыми складами. В результате клиенты получают тот же продукт, но с меньшими затратами. Бизнес экономит деньги, покупатели — еще и время.
Такая тактика больно бьет по рынку труда. Уровень безработицы в Германии растет и достиг уже 7%. Такова реальная картина будущего рынка труда этой страны: неполная занятость, мелкая частная инициатива и повышение требований к соискателям. Уже сегодня многие немцы работают на полставки — четыре часа в день, а то и на четверть — 10 часов в неделю. Некоторые полностью перешли на формат домашней работы.
Вот тут экономика и делает полный круг: чем больше людей сидит дома, тем больше они нуждаются в соответствующем онлайн-сервисе продовольственных и промышленных магазинов. Создаются условия, когда нет необходимости выходить на улицу. Так в Германии теряет актуальность наружная реклама. Кому ее показывать? Зато почта среднестатистического немца, как электронная, так и обычная, просто ломится от писем с рекламными буклетами и специальными предложениями.
С одной стороны, такая практика, безусловно, дает экономический результат, с другой — скрывает серьезные проблемы. Например, проблему дисбаланса на рынке труда: вакансии всплывают либо в категории "уборщик", за которые борются мигранты, либо в категории "топ-менеджмент", что требует навыков и надлежащего опыта. Огромной социальной прослойке общества приходится либо адаптироваться к новым условиям, либо жить на пособие и вести пассивный образ жизни. В то же время затянутые в домашний быт, работающие и потребляющие на дому люди становятся апатичными и деградируют. Какими будут их дети? Правильно, следующее поколение с большой долей вероятности превратится в апатичных потребителей с плохим здоро-вьем и сомнительными возможностями роста в режиме офлайн.
Виталий Филипповский, политический аналитик