Спекулянт и ассоциация. Зачем американцам понадобились украинские долги

Жить в Украине трудно. Это все давно поняли, но уж так сложилась судьба, что родились здесь, а уезжать мыть посуду куда-нибудь в Милан или Бостон пока не очень тянет. Гораздо труднее понять Украину, находясь где-нибудь в цивилизованном мире, привыкнув жить и играть по правилам

Related video

Но иногда эти два мира сталкиваются, как мембраны в теории струн, что приводит к Большому взрыву. Речь, собственно, пойдет о наделавшей много шума информации, просочившейся в прессу на прошлой неделе. А именно о том факте, что в собственности Franklin Templeton, крупного американского инвестиционного фонда, скопилось украинских еврооблигаций на сумму порядка 5 млрд. долларов. Новость эта, которая для посвященных не стала сюрпризом, произвела эффект разорвавшейся бомбы. А реакция на нее продемонстрировала, как мало людей в этой стране в принципе понимает, о чем идет речь. И тут же родилось множество теорий заговоров, обычных спутников невежества, в которых, с одной стороны рисуют картину о том, как украинская делегация приезжает в калифорнийский офис с чемоданчиком, а с другой — коварный управляющий тем самым фондом строит планы по обрушению украинского рынка.

А дело лишь в том, что американцы решили сделать ставку. На Украину и здравый смысл. Не подумав при этом, что эти понятия не всегда совпадают. Ставка делалась на то, что Украина подпишет соглашение об ассоциации в Вильнюсе, паровоз, за которым последуют какие-то договоренности с МВФ (геополитика, все-таки), что приведет к увеличению стоимости украинского долга. Собственно, тот самый украинский долг сейчас является одним из самых дешевых в мире, и любая из стран Африки, выходящая на рынок с целью взять немного денег, берет их гораздо дешевле. А, значит, у него существенный потенциал для роста. Все логично и рационально, тем более, когда есть запас той самой прочности. Руководствуясь этой самой логикой, фонд и сделал ставку, как немного ранее сделал ее в Ирландии. И выиграл. Да и сейчас Украина занимает не самое большое место в их портфеле, предназначенном для покупки непредсказуемых и рискованных стран. Но 5 млрд. долларов всегда остаются 5-ю миллиардами долларов, так что фонд, в лице управляющего с непроизносимой немецкой фамилией, сделал ее и стал ждать. А ждать, казалось, остается недолго.

Но за последние две недели мир вдруг перевернулся. Нет, планета не сдвинулась со своей оси, в мире не появился новый мессия, а третья мировая война не маячит на пороге. Но Украина не только не удосужилась выполнить условия, оттягивая до последнего момента принятие решений, но и вдруг резко изменила риторику. И Бог с ними со стандартными разговорами о равном законе для всех и намеках, что нас еще за большие деньги надо уговорить подписать ассоциацию. Но когда пошли письма трудовых коллективов, в которых доярки и хлеборобы просили отложить ассоциацию, чтобы они увеличили надои в два раза и выучили детей в университете, стало действительно страшно. Даже учитывая, что все давно привыкли, что вопрос этот рациональному логическому анализу не поддается, потому как все зависит только от того, что происходит в одной важной голове. А это напоминает ситуацию с Котом Шредингера, когда мы одновременно и ассоциируемся, и не ассоциируемся, и чтобы узнать это, надо вскрыть "конверт", но правила этого не позволяют. Так что инвестору еще две недели предстоит гадать, что происходит – блеф, предательство или глупость. И держать в голове потенциальную договоренность с Россией (мифическую и ужасную), которая сама по себе бы тоже обрадовала рынок, но беда в том, что как в истории с Золушкой, в ночь саммита в Вильнюсе любое сладкое предложение превратится в гнилую тыкву.

Самое забавное то, что именно при действующем президенте шансы на ассоциацию наиболее высокие. Представьте себе, что бы происходило, если бы у власти были прозападные лидеры, и на кону стояло подписание исторического соглашения. Ведь все помнят бучу, которую уcтроила пребывавшая на тот момент в оппозиции Партия Регионов по поводу невинных учений с НАТО. Тут бы был перформанс на весь Юго-Восток, бюджет бы которого мог бы сравниться с распилом имени Сочи. Сейчас же можно разве что детей пугать Киселевым по воскресным вечерам, да любоваться плакатами Украинского выбора, организовывая конкурс на самый удивительный. Так что В.Путину теперь следует уяснить, что лучшая для него политическая сила в Украине – это Свобода, и только с О.Тягнибоком-президентом и И.Фарион-премьер-министром он мог бы спать спокойно, не травмировать свою психику частыми визитами незваных гостей и не плакать так часто. Но это его личные проблемы, которые нашего инвестора мало заботят. Он лишь понимает, что если саммит в Вильнюсе будет сорван, к вопросу Украины ЕС вернется еще не скоро, а выбранная правительством модель поведения "Нам бы день продержаться, нам бы ночь простоять" не обещает ему роста стоимости его вложений. А других мотивов у него нет. Они могут быть у граждан Украины, но те, как показывает практика, даже думать о них не привыкли. Не то, чтобы за них бороться. Они могут быть у политиков, но от них ничего не зависит, и они могут лишь надувать щеки и давать прогнозы, как и записные эксперты, которые комментируют со знанием дела, ведь они переговорили с уборщицей, которая недавно видела Кокса и Квасьневского.

В общем, во всей этой истории есть только два приличных человека, вызывающих сочувствие. Это Кокс и Квасьневский, которые напоминают интеллигентов, приехавших в гости к родственникам в рабочий район. И вроде их двоюродный брат и является самым крутым на районе (да еще и надеется на то, что родственники пригласят его погостить на Новый год, а, может, и схоронят в случае шухера), поэтому их и не бьют по шапке и не отбирают бутерброды, но культурный шок от общения растет с каждым днем. И хочется уже просто никогда не видеть эти лица и не слышать их разговоры. Конечно, есть еще и немец с непроизносимой фамилией, человек в целом, безусловно, достойный, но если бы средний гражданин Украины прослышал о размере его годового бонуса, то возненавидел бы всей душой. А значит осознание факта, что буржуй оказался с нами в одной лодке и может заработать гастрит, только радует. Так что продолжаем радоваться жизни и ждать, когда на нашу голову свалится счастье. Его же не может не быть.

Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital