Не хлебом единым. Почему, развивая экономику страны, не стоит забывать об интеллектуальном развитии

Стремясь к евроинтеграции, Украине стоит учесть один из главных мировых трендов — государственная поддержка и инвестиции в науку

Фото: Руслан Канюка / "День"
Фото: Руслан Канюка / "День"
Related video

Недавно я побывал на выставке научных работ украинских школьников из Малой академии наук. Мой интерес к этому событию был вызван несколькими причинами. Во-первых, я начинал свою научную карьеру с конкурсов МАН. Именно здесь под чутким руководством учителя я впервые написал полноценную научную работу, самостоятельно определив химический состав воды из подземного источника. Во-вторых, очень хотелось посмотреть на "детей", которые с колоссальной вероятностью уже через несколько лет пополнят ряды "взрослой" Национальной академии наук Украины. Вопрос серьезный, потому что меня пугает деградация современного школьного образования. Я понимаю, что это может звучать в стиле "в наши годы небо было более синим" или "нынче такая молодежь пошла". Однако шутки в узком научно-преподавательском кругу о том, что выпускники школ множат 3 на 1/3 и пишут в ответе 3/9, а также не могут решить уравнение х+3=5, — на самом деле реальные истории реальных преподавателей вузов.

Если пояснить простыми словами, то МАН — это структура, которая учит школьников основам научного подхода в их работе. Обычно такие разработки не претендуют на гениальность, но именно здесь дети начинают понимать, что такое обзор литературы, эксперимент, повторяемость результатов и, самое главное, честность. В первую очередь — перед собой, ибо наука не политика, а ученые не депутаты. Любую фальсификацию можно обнаружить.

На выставке я был очень удивлен. Меня поразило разнообразие проектов: от устройств получения электричества в выхлопных трубах фабрик до системы контроля скачков напряжения в системах пожарной безопасности. От самостоятельно собранных и запрограммированных 3D-принтеров до робота с голосовым управлением. От полноцветного дисплея, состоящего всего из двух светодиодных полос, до электромагнитной пушки, стреляющей металлическими болванками. Но самое большое удовольствие я получил, вступая с авторами работ в полемику относительно их идей. По-моему, в этом и есть суть таких конкурсов и выставок — не создание нового железа и устройств, но создание нового образа мышления: критического, сомневающегося и от этого еще более в себе уверенного. Передо мной стояли не дети. Передо мной стояли ученые, которые спокойно и уверенно доказывали, аргументировали и не смущались каверзных вопросов.

"Шутки в узком научно-преподавательском кругу о том, что выпускники школ множат 3 на 1/3 и пишут в ответе 3/9, а также не могут решить уравнение х+3=5, — на самом деле реальные истории реальных преподавателей вузов"

Парадоксально, но на выставку пожаловал сам Александр Турчинов. Я-то почти уверен, что его интересовала в первую очередь электромагнитная пушка (шутка, если что), но сам факт внимания чиновника такого уровня к "малым ученым" важен как никогда. Это мотивирует. Мне бы даже хотелось верить, что эти дети получат от Украины гранты на учебу в лучших технических вузах мира и обязательно вернутся домой, потому что здесь их будут ждать современные лаборатории с дорогостоящим оборудованием. И речь, конечно, не столько о государственных деньгах, сколько о создании государством условий для привлечения денег инвесторов на культивирование интеллекта в Украине.

Однако жестокая реальность возвращает меня на место. Параллельно с выставкой МАН по стране прокатилась волна протестов "взрослых" ученых из Национальной академии наук. Они просили денег. Непосвященному гражданину может показаться, что они просили денег, как их просят некие иждивенцы. Но корни проблемы гораздо глубже. Деньги необходимы на завершение реформы. Чтобы было понятно, представьте себе, что под реформы нашей армии и полиции была запланирована определенная сумма. Однако на полпути бюджет существенно сократили. В итоге новые автоматы оказались без патронов, танки без гусениц, самолеты без авиакеросина, а патрульные выехали на вызов в шлепанцах. Здесь де-факто происходит то же самое. 2 года подряд эксперты, ученые и чиновники Министерства образования готовили площадку для интеграции научной сферы Украины в Европейское исследовательское пространство, не требуя ни единой дополнительной гривны из бюджета. Был пройден долгий путь, и его кульминацией стало принятие нового закона "Про научную и научно-техническую деятельность". Закон "развязал" руки реформам и инициировал создание структур, которые должны были бы способствовать аудиту науки в Украине, чтобы убрать все плохое и оставить то, что живо. На протяжении 2016 года он должен был выявить неэффективные структуры, институты и ученых. Однако Министерство финансов решило иначе и, сократив финансирование науки на 30%, обязало де-факто провести сокращение людей по не совсем понятным критериям. То есть до конца аудита и начала реформ "доживут" не все.

"Если два года назад мне казалась далекой мысль о том, что гражданское общество должно серьезно собой разбавить так называемых профессиональных политиков с четвертьвековым стажем, то нынче я осознаю необходимость этого процесса"

Таким поворотом событий были удивлены как европейские аудиторы, которые согласно программе "Горизонт-2020" сейчас работают в Украине, так и известнейший журналист Кьюрин Шермейер из Nature, прямо указывающий в своей статье Conflicting laws threaten Ukrainian science на то, что нынешний бюджет стоит на пути реформирования постсоветской науки. В свете последних коррупционных скандалов и оценок размеров теневой экономики понимаешь, что на самом деле о будущем талантливых детей в высших эшелонах власти никто не думает. Им просто не до этого. И если два года назад мне казалась далекой мысль о том, что гражданское общество должно серьезно собой разбавить так называемых профессиональных политиков с четвертьвековым стажем, то нынче я осознаю необходимость этого процесса.

Нам казалось, что секрет успеха отдельных сфер — это правильные реформы. Выяснилось, что загвоздка в правильной среде их реализации. Украинский же политикум в своей значительной части не только не желает понимать украинские реалии, но и не пытается следовать мировым трендам. А тренды таковы, что инвестиции в науку растут, как и количество ученых. Потому что это необходимое условие построения инновационных экономик. И в этом процессе Украина со своими аграрными амбициями выглядит, мягко говоря, убого. Но реформа будет доведена до конца. И те, кто останутся, сделают все для того, чтобы этим детям хотелось променять Елисейские поля и Трафальгарскую площадь на проспекты Науки и Академгородки.