Фантомные боли русского мира. Почему украинцы на "Евровидении" проголосовали за представителя России

Никакой операции российских спецслужб по фальсификации голосования в Украине не было

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Победа представительницы Украины на "Евровидении-2016" Джамалы была в некоторой степени омрачена, если судить по бурной реакции в соцсетях на результаты голосования наших соотечественников. Приз зрительских симпатий украинцев достался россиянину Сергею Лазареву.

По правилам зрительского голосования украинского партнера "Евровидения" — группы StarLightMedia, во время трансляции двух полуфиналов и финала зрители могли отправить на короткий номер СМС-сообщение с номером нравившегося исполнителя. При этом за одного участника разрешалось проголосовать только один раз, но отдать свой голос можно было одновременно за нескольких исполнителей. Затем долю СМС, полученных за разных участников конкурса, трансформировали в условные баллы от каждой страны — от 1 до 12.

По данным трех крупнейших отечественных мобильных операторов, на протяжении всего "Евровидения-2016" украинские абоненты отправили на короткий номер около 134 тыс. СМС. При этом наибольшую активность в голосовании проявили абоненты Lifecell, а наименьшую — "МТС Украина" (бренды Vodafone и "МТС Украина").

Fullscreen

* По состоянию на конец прошлого года
Источник: данные операторов, РБК — Украина

По данным организаторов "Евровидения", список топ-10 стран, за представителей которых проголосовали украинские зрители, выглядит так: Россия – 12 баллов (проголосовало 28 тыс. украинцев), Азербайджан – 10 баллов (23 тыс.), Польша – 8 баллов (18 тысяч), Грузия – 6 баллов (14 тыс.), Латвия – 5 баллов (12 тыс.), Австралия – 4 балла (9 тыс.), Литва – 3 балла (7 тыс.), Болгария – 2 балла (5 тыс.), Швеция – 1 балл (2 тыс.).

Вражеские происки?

Результаты голосования украинцев на "Евровидении" породили конспирологическую гипотезу: якобы агенты спецслужб РФ массово приобрели стартовые пакеты украинских операторов и обеспечили таким образом результативное голосование за российского исполнителя. Действительно, чтобы "накрутить" 5 тыс. голосов (в украинском голосовании таков ориентировочный разрыв между первым и вторым местом в абсолютных величинах), достаточно 100 тыс. грн на покупку 5 тыс. стартовых пакетов и около 80 человек, которые будут менять SIM-карты в телефоне и отправлять СМС (предположим, что на смену SIM-карты в телефоне и отправку СМС уходит 2 мин). Гипотетически реализовать такую схему легко.

Другой вопрос в том, что если для властей РФ победа россиянина в украинском голосовании была принципиальным моментом, как они допустили, что в зрительском голосовании самих россиян Украина заняла второе место? Фальсифицировать результаты голосования в России ФСБ было бы намного легче.

Инерционное движение

Из трех мобильных операторов детализированную статистику проголосовавших абонентов по регионам Фокусу согласился предоставить лишь Lifecell. Впрочем, и из этой информации можно сделать некоторые интересные выводы. Так доля Киевской области в общем количестве СМС составила 38,54%, Харьковской – 14,49%, Одесской – 11,41%, Львовской – 8,72%, Днепропетровской – 3,89%, Николаевской – 3,18%, Черкасской – 2,49%, Винницкой – 2,3%, Черновицкой – 2,09, Запорожской – 2,07, Житомирской – 1,87%, Донецкой – 1,56%, Хмельницкой – 1,19%, Волынской – 1,17%, Ровенской – 1%. Показатели остальных девяти областей составили менее 1%.

"Скорее всего, никакой разовой операции российских спецслужб по фальсификации голосования в Украине не было. А результаты украинского голосования — это в какой-то степени последствия многолетней масштабной работы России по воспитанию в Украине "патриотов русского мира"

Абонентская база Lifecell — это в основном жители центральных и западных регионов страны. На востоке и юге число абонентов этого оператора невелико. При этом видно, что лидерами по количеству СМС стали Киевская, Одесская и Харьковская области — на их долю приходится 31% проголосовавших на конкурсе. Две последних принято считать одними из наиболее лояльных к РФ — согласно опросу, проведенному в феврале этого года Киевским международным институтом социологии, к России позитивно относятся 55% жителей восточной части Украины (для сравнения: на юге подобные симпатии разделяют 44% опрошенных, в центре — 29%, в западных областях — 21%).

А вот в случае с МТС значительная часть абонентов приходится на южные и восточные области страны, в том числе на неподконтрольные Украине территории Донбасса, где оператор технически продолжает работать. Не исключено, что именно оттуда пришло много СМС в поддержку российского конкурсанта.

Кроме того, часть зрителей вполне могла проголосовать за Россию, исходя из эстетических предпочтений, без учета политических симпатий: в "аполитическую" теорию укладывается и то, что в таблице украинских результатов голосования Азербайджан находится выше поддерживающей нас в Евросоюзе Польши, а Армения опережает "реформаторскую" Грузию.

То есть, скорее всего, никакой разовой операции российских спецслужб по фальсификации голосования в Украине не было. А результаты украинского голосования — это в какой-то степени последствия многолетней масштабной работы России по воспитанию в Украине "патриотов русского мира" и носителей соответствующей культуры. Немало украинцев выросло на российской популярной музыке, составлявшей основу плей-листов рейтинговых FM-радиостанций, и выступление Сергея Лазарева наиболее полно соответствует их эстетическим предпочтениям.

Хочется верить, что в ближайшие годы "фантомные боли", оставшиеся у страны после ухода с политической орбиты восточного соседа, пройдут. Так, данные FM-радиостанций, входящих в топ-5 рейтинга исследовательской компании GFK, говорят о постоянном уменьшении объема российской музыки в эфире. К примеру, на "Хит-FM" доля российских исполнителей за последние 10 лет уменьшилась с 49% до нуля. А на "Радио Шансон" за последние пять лет эта же доля снизилась с 83% до 39%. И если новое руководство Минкульта предложит адекватный план переформатирования украинцев в европейское культурное пространство, этот процесс пойдет еще быстрее.